Содержание
-
Здоровый образ жизни и регулирование работоспособности человека (апрель 2013)
- Основы здорового образа жизни студента.
- Физическая культура в обеспечении здоровья
- Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.
- Средства физической культуры в регулировании работоспособности
-
Основные понятия
- Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, это средство и способ физического и психического совершенства личности, укрепления здоровья, повышения работоспособности.
- Спорт – часть физической культуры, собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней.
- Общеприменяемый термин «Физическая культура и спорт» - не совсем корректен, т.к. спорт – часть физической культуры, хотя в ряде случаев понятие «спорт» выходит за рамки понятия «физическая культура».
- Физическое совершенство – высшая степень развития индивидуальных физических способностей.
- Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры.
- Физическое развитие – процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.
- Физическая рекреация – средства физической культуры, используемые в режиме активного отдыха.
- Двигательная активность – двигательная деятельность человека, обеспечивающая его физическое и психическое развитие.
-
Компоненты физической культуры
- ценностные
- деятельностные
- материальные
- духовные
- Спортивные сооружения;
- Инвентарь;
- Экипировка;
- Специальное оборудование
- Информация;
- Виды спорта;
- Игры;
- Комплексы упражнений;
- Этические нормы деятельности
- Спорт
- Массовая физическая культура
- Оздоровительно- реабилитационная физическая культура
- Физическое воспитание
- Физическая рекреация
- Гигиеническая физическая культура
-
Основные понятия
Психофизическая подготовленность – уровень формирования физических и психических качеств человека для решения жизненных и профессиональных задач.
Физическая подготовленность – результат двигательной активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня физической работоспособности.
Функциональная подготовленность – состояние систем организма (костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и др.) и их реакция на физическую нагрузку.
Профессиональная направленность физического воспитания – развитие и совершенствование профессионально важных физических и психических качеств, а также повышение общей и неспецифической устойчивости организма в условиях неблагоприятной среды.
Жизненно-необходимые умения и навыки – естественные формы проявления двигательной активности (ходьба, передвижение на лыжах, плавание, метание и т.п.), обеспечивающие целенаправленную активную деятельность человека в природной среде.
-
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
Образ жизни – это привычки, режим, темп и ритм жизни, особенности работы и общения.
Здоровый образ жизни – совокупность форм и способов жизнедеятельности личности, основанная на нормах, ценностях деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей и места среди других людей, являющаяся важным регулятором ее поведения.
-
Здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
- Уровень жизнеустойчивости
- Широта адаптации
- Биологическая активность органов и систем
- Способность к регенерации
- Основные критерии здоровья
-
Состояние самого организма
Внешние причины
Два источника происхождения болезни
1-й способ предупреждения болезни
2-й способ предупреждения болезни
Устранение внешних факторов болезни
1-й способ более результативен, т.к. практически невозможно устранить все внешние факторы болезни, а укрепление и закаливание организма приучает его приспосабливаться к внешней среде.
Оздоровление, укрепление организма
-
Факторы здоровья
- Образ жизни
- Наследственность
- Окружающая среда
- Здравоохранение
-
ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП ФАКТОРОВ НА ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
-
Основные негативы образа жизни студентов:
- Несвоевременный прием пищи;
- Систематическое недосыпание;
- Малое пребывание на свежем воздухе;
- Недостаточная двигательная активность;
- Отсутствие закаливания;
- Курение и др.
Если принять здоровье первокурсников за 100%, то к 4 курсу оно статистически снижается на четверть
Хороший закаливающий эффект дают лыжные прогулки
-
Наследственность и здоровье
-
Окружающая среда и здоровье
-
Составляющие здорового образа жизни
- Режим труда и отдыха
- Организация двигательной активности
- Режим питания
- Организация сна
- Личная гигиена, закаливание
- Профилактика вредных привычек
- Культура межличностного общения
- Психофизическая регуляция организма
- Культура сексуального поведения
-
Режим труда и отдыха - этонормативная основа жизнедея-тельности студента, имеющая свою индивидуальность (соответствие конкретным условиям, здоровью, работоспособности, интересам).Важно обеспечение относительного постоянства повседневной деятельности студента.
-
Организация сна
-
Организация режима питания
-
Организация двигательной активности
-
Личная гигиена и закаливание
Личная гигиена включает:
- Гигиена тела;
- Гигиена одежды;
- Гигиена обуви;
- Дополнительные гигиенические средства (гидропроцедуры, массаж, самомассаж)
Гигиенические основы закаливания:
- Формирование потребности в закаливании
- Систематичность
- Постепенность
- Индивидуальность
- Специфичность (особенности региона)
- Разнообразие средств (солнце, воздух и вода)
- Хорошее настроении при закаливании
- Активный режим (использование физ.упражнений)
- Самоконтроль
-
Психофизическая регуляция организма
- Под влиянием сильных эмоциональных воздействий возникает стресс, который может привести к неврозам.
- Методы, позволяющие лучше переносить стресс:
- Регулярная физическая нагрузка, снижающая тревогу;
- Аутогенная тренировка(волевое расслабление-напряжение мышц, об- разование условных рефлексов, влияющих на работу внутренних органов);
- Психогигиеническая и дыхательная гимнастика;
- Упражнения на внимание, самоконтроль
- Расслабление мышц
-
Здоровье в иерархии потребностей человека
-
Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни
-
Здоровый образ жизни и его отражение в жизнедеятельности студентов (данные опроса)
-
Основные понятия
Психофизиологическая характеристика труда - это сопряженная характеристика изменений психических и физиологических функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности
Работоспособность - это потенциальная возможность человека выполнять целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени
Рекреация - это отдых, необходимый для восстановления сил после трудовой деятельности
Вопросы с 11 по 20
-
Снятие психологической напряженности
Состояние психологической напряженности можно уменьшить, используя:
- полное брюшное дыхание (фото);
- полное брюшное дыхание в ритме ходьбы (полный вдох на 4, 6 или 8 шагов, затем следует задержка дыхания, равная половине числа шагов, сделанных при вдохе и полный выдох за то же число шагов (4, 6, 8);
- то же, что и 2-е упражнение, только выдох выполняется толчками через плотно сжатые губы;
- психическую саморегуляцию (пребывание в тишине с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, представляя ситуации, в которых человек чувствует себя легко и спокойно).
Психорегулирующие тренировки
-
Критерии утомления
Утомлению сопутствует субъективное чувство - усталость.
Степень утомления и усталости могут не совпадать(усталость нарастает при неудовлетво-ренности работой, однако ее можно снять усилением интереса, внимания, эмоциями).
Переутомление - накопление утомления в результате неправильного режима труда и отдыха, не обеспечивающего необходимого восстановления сил и проявляющееся в снижении работоспособности.
В процессе длительной и напряженной работы наступает утомление, характеризующееся снижением возможностей организма успешно продолжать работу.
При местном утомлении снижение эффективности в одном виде труда (например, в вычислительных операциях) может сопровождаться ее сохранением в другом виде (например, в чтении).
При общем утомлении необходим отдых, сон. усталость переутомление
-
Эффективность проведения занятий по физической культуре для повышения работоспособности в учебной неделе
Проведение соревнований, конкурсов, туристических слетов и т.д. в выходные дни способствует существенному повышению работоспособности, настроения, активности и самочувствия студентов.
-
Эффективность проведения занятий по физической культуре для повышения работоспособности в учебном дне
При организации учебных и самостоятельных занятий предлагается использовать: на первых парах нагрузки с ЧСС 110-130 уд/мин и моторной плотностью до 65-80%, в середине учебного дня - нагрузки с ЧСС 130-160 уд/мин, моторной плотностью 50-65%; на последних часах учебного расписания - нагрузки с ЧСС свыше 160 уд/мин и моторной плотностью 65-75% (только для подготовленных студентов)
-
Факторы, влияющие на работоспособность
- Физиологическое состояние
- Физические параметры
- Психическое состояние
- Свойства личности
- Эмоциональное напряжение
- Установка
- Состояние здоровья, сердечно-
- сосудистой и других систем
- Освещенность, уровень шума,
- температура воздуха
- Самочувствие, настроение, мотивация
- Особенности нервной системы, темперамента
- Похвала, порицание, указание
- Значимость данной деятельности
-
Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме
Высокая работоспособность обеспечивается в случае, если жизненный ритм согласуется с биологическими ритмами. На рис. представлено изменение работоспособности в течение 24 час. (по Леману).
-
Влияние на организм «сидячей» позы
- Кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца.
- Уменьшается объем циркулирующей крови.
- Ухудшается венозное кровоснабжение.
- Мышцы не работают, вены переполняются кровью.
- Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются.
- Ухудшается движение крови по артериям головного мозга.
- Уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы
Кровоснабжение головного мозга:
- А – при ходьбе,
- Б – в «сидячей» позе
-
Психофизиологическая характеристика труда студента
- Объективные и субъективные факторы, отрицательно влияющие на психо- физиологическое состояние студента
- Влияние на организм различных режимов и условий обучения
- Оценка эмоционального состояния, настроения студента
-
Влияние интенсивности работы
Степень интенсивности умственной работы сказывается на частоте сердечных сокращений:
Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений
Спокойная умственная работа вызывает замедление сердечных сокращений
1 – ЧСС до начала работы
2 – при сильном напряжении
3 – при среднем напряжении
4 – при спокойной работе
Работа начальника отдела физической подготовки министерства образования РФ ЩЕРБАКОВА В.Г. носит, преимущественно, высокую степень интенсивности умственной работы
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.