Содержание
-
Естественнонаучная картина мира (ЕНКМ)
-
В результате процесса познания создается система представлений о мире – картина мира. Принято выделять три этапа становления ЕНКМ. Переход от одного этапа к другому проходил «революционно» - появлялось такое новое знание, которое, не отвергая предыдущего воззрения, поднимало понимание явлений природы на принципиально более высокий уровень.
-
Первый этап - аристотелевский
В этот период произошло становление науки как таковой. Аристотелем были разработаны основ формальной логики – главного инструмента получения и систематизации знаний, доказательства выдвинутых гипотез. В аристотелевский период появилась методология научного исследования: постановка задачи, изучение истории вопроса, выдвижение гипотезы, обоснование выводов. Тогда же произошла дифференциация научного знания: науки о природе отделились от математики и метафизики.
-
Второй этап - ньютоновский
Толчком к первой научной революции стал переход от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира. Открытия того времени позволили Ньютону сформулировать базовые принципы новой картины мира (механическая) Для ньютоновского этапа характерно становление экспериментального исследования, широкое использование математики для получения объективных количественных характеристик и закономерностей.
-
Третий этап - эйнштейновский
Продолжается до настоящего времени. А.Энштейн создал теорию относительности. Пространство и время относительны: результаты измерения длины и времени зависят от того, движется наблюдатель или нет.
-
Принципы познания и естествознание
Принцип соответствия. Заключается в том, что начальная теория «не умирает», а становится частным случаем теории новой, охватывающей большую часть возможных явлений. Теории, справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области явлений, с возникновением новых, более общих теорий не устраняются, а становятся частным случаем новых теорий.
-
Принцип дополнительности. Был предложен Н.Бором применительно к области квантовой механики. Для того, чтобы достоверно и адекватно описать предмет микромира, его следует определить в двух взаимоисключающих наборах классических понятий. Принцип причинности. Причина – это то, что приводит к изменениям, а следствие – изменения, которые возникают при наличии причины. Причинно – следственные связи – это цепочка «причина – явление – следствие». На этом принципе основано научное познание действительности и организована вся материально – практическая деятельность человека.
-
Принцип симметрии. «Симметрия» – соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей. Симметрия существует везде: в микромире, макромире, мегамире. Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Симметрия и асимметрия – две противоположности объективного мира. Асимметрия – это свойство, благодаря которому мы можем отличить живое от неживого – при переходе от неживой материи к живой уже на микроуровне преобладает ассиметрия.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.