Содержание
-
Краеведение в работе с дошкольниками ( из опыта работы)
-
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края
-
В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
-
Краеведение - всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение - комплекс естественных и общественных исследований
Краеведение ─одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства. Его значение трудно переоценить, воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
-
В качестве задач краеведения определено следующее:
- научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история; - пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям; - воспитывать уважение к культуре других народов; - формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей; - пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре; - развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов. - вызывать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре; - дать представления о размерах нашего края и его природных богатствах. вызвать интерес к жизни родного края; - познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края; - познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.
-
Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений:
Историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное и др.). Естественно - научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.). Социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.) Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов). Спортивный туризм (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода) Оздоровительный туризм (совершение не категорийных походов по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода) Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея) Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий) Семейное краеведение.
-
Организационные формы краеведческой деятельности
- краеведческие кружки, работающие на базе детских садов; музейные коллективы, работающие на базе музеев детских садов; - выставки рисунков, фотографий, макетов, поделок, компьютерных произведений, - встречи с известными людьми; - составление «Генеалогического дерева своей семьи» может быть дополнено рассказами о традициях в семье ребенка.
-
Младший дошкольный возраст (4-й год жини).
Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”. Художественная литература: стихи о родном крае. Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года”. Совместные работы из бросового и природного материала. Куклы в русских костюмах.
-
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни)
Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия” Папки - передвижки: «Праздники нашего города». Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья” Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д. ). Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
-
Старший возраст (6-7-й годы жизни).
Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня). Художественная литература (стихи, рассказы). Флаг, гербы и другая символика города, области, России. Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
-
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Работу по краеведению целесообразно начать уже с младшей группы
-
Для организации процесса краеведения педагог должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами:
1.Активная жизненная позиция и любовь к родному краю, интерес к своему краю и истории его появления 2.Владение мимикой, жестами, выразительностью речи, умение вызвать эмоциональное отношение к природной и социальной действительности, истории и культуре своей страны, края, города 3.Самостоятельность в изучении, анализе и отборе методической и познавательной литературе 4.Способность организовать деятельность детей и родителей, направленную на изучение родного края 5.Способность проектировать и создавать психолого-педагогические условия краеведческого образования дошкольников
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.