Содержание
-
ПРОЕКТ «Моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста Разработчик: Гостевская Лариса Валерьевна Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
-
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательный, групповой. Участники: дети старшей логопедической группы № 8, родители воспитанников, педагоги группы Сроки реализации: в течение 2016-2017года.
-
В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа. Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, городу. Актуальность «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».К. Паустовский
-
Актуальность
Проведенный среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ мониторинг показывает: к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края; у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края; 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости; 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края; 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края. Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” К. Симонов, «Родина»
-
Осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Цель
-
Задачи 1. Формировать первичные представления о своей стране, о своем городе. 2. Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн России, Алтайского края и города Барнаула 3. Знакомить детей с историческим прошлым края и родного города, его памятниках и архитектуре (современных и старинных творениях). 4. Познакомить детей с известными людьми, прославившими край и город 5. Побуждать желание узнать большее о родном городе, воспитывать интерес к посещению культурных объектов города. 6. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе. 7. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им, вызвать у детей чувство гордости и интереса к своему городу. 8.Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды. 9. Подвести к пониманию, что наш город требуется бережного отношения к историческому наследию нашего города. 10. Пробуждать желания сделать для своего города Барнаул, что-нибудь полезное. 11. Формировать элементарные исследовательские навыки. 12. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь; память, интерес к игровой деятельности, творческие и познавательные способности, воображение.
-
Гипотеза
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
-
Направления проектной деятельности
Информационный блок: Переработка теоретических материалов Технологический блок: Разработка конспектов образовательной деятельности с детьми, с использованием развивающего обучения Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
-
Необходимые условия для реализации проекта
интерес детей и родителей; методические разработки, интеграция со специалистами детского сада. Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала. Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому культурно - историческим фактам. Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
-
Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края и города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.д.) Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День города, День защиты детей, Масленица, Пасха, и др.), познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиций в области ремесел, песен, танцев и т.п. Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал. Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Алтаю и Барнаулу должны передаваться детям.
-
Планируемые результаты для детей
1. Имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, свою «малую» Родину, испытывают чувство гордости за свой край. 2. Знают историю края, историю возникновения родного города, его достопримечательности. 3. Имеют представления о памятниках родного города. 4. Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах. 5. Знают культуру, обычаи и традиции родного края. Дети могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения. 6. Знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье. 7. Могут назвать ремесла и профессии коренных народов Алтайского края. 8. Знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки и др. 9.Итоговым результатом является мониторинг, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности. 10. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. 11.Освоение доступных знаний об истории родного Отечества. 12. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми. 13. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
-
1. Подборка материалов, художественной литературы по заданной тематике 2. Сбор иллюстративного материала 3. Разработка конспектов занятий Ход работы над проектом. I этап: подготовительный Информационно-накопительный:
-
II этап: основнойОрганизационно-практический
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Барнаул – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Алтайский край!» и т.д. Проведение бесед «Моя страна Россия», «Наш родной город – Барнаул» и т.д. Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Алтайского края”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы Алтайского края» Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе» Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной» Лепка «Животные и птицы Алтайского края» Экскурсии и фотоэкскурсии по городу Оформление фотоальбома «Мой край на карте России»
-
Познавательное развитие Беседа «Моя страна Россия» Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине. Задачи: ознакомление детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”; обзорное ознакомление с символикой, гимном и столицей России; закрепление полученной информации
-
2. Беседа «Наш родной город – Барнаул» Задачи: - Дать достоверные представления об истории малой Родины. - Формировать интерес к изучению истории города и его настоящего. - Развивать чувство любви к родному городу. - Воспитывать активное отношение к окружающей жизни, способствовать интеллектуальному развитию. Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей малой Родине.
-
4. Беседа«Чистый город» (экология) Цель: Уточнение знаний детей о значимости чистоты улиц города и о роли человека в поддержании ее. Задачи: - Обобщать представление об источниках возникновения мусора. - Анализировать экологическую проблему. - Развивать умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены. - Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
-
Рисование «Природа родного края» Цель: Активизировать мыслительные процессы Задачи: Развивать умение рисовать лиственные и хвойные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, ива, осина, ель), цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения
-
Рисование с элементами аппликации «Администрация г. Барнаула» Задачи: Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей родины. Продолжать рисовать несложные сюжеты. Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей родины Цель: Активизировать мыслительные процессы
-
Цель: Активизировать мыслительные процессы Задачи: - Развивать уверенность в собственных силах -Учить следовать устным инструкциям и последовательности действий - Стимулировать развитие памяти, в том числе мышечной - Знакомить на практике с основными геометрическими понятиями -Учить концентрировать внимание 2. Оригами «Деревья» - Развивать пространственное воображение, зрительное восприятие информации
-
Задачи: - Развитие интереса к истории России, родном городе; - Формирование уважения к символам государства; - Расширение кругозора учащихся о государственной символики России; - Развитие навыков исполнения гимна; - Воспитание гражданских чувств, чувства патриотизма через познание символов государства 3. Музыка прослушивание гимна Российской федерации, песен о родном городе Цель: познакомить учащихся с гимном России в исторической ретроспективе, родном городе
-
Задачи: - Поддерживать стремление детей активно вступать в общение, высказываться; - Развивать поисковую деятельность детей, умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор; - Дать детям возможность проявить свои дизайнерские и творческие способности; - Совершенствовать стиль партнерских отношений Совместная деятельность родителей и детей: Изготовление макета части города Барнаула Цель: Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи изготовления различных моделей, овладение техникой и навыками объемного моделирования, приобретение навыков работы с бумагой, картоном и использовать различные подручные материалы; развитие пространственного мышления
-
Макет «Барнаульский зоопарк»
-
Цель: создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организации экосистемы детского сада. Задачи: - Уборка территории участка ДОУ. - Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру. 2. Благоустройство территории детского сада
-
1. Экскурсия в музей Цель: Ознакомление дошкольников с историей культуры и искусства через знакомство с музеем Задачи: - Углубить и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах, в том числе в музее. - Подготовить детей к восприятию мира музея, а именно: познакомить с тем, что такое музей и какие виды музеев бывают (сначала при демонстрации иллюстраций, слайдов в детском саду, затем при общении с подлинниками в процессе экскурсии в музей); с музейными профессиями, с «не музейными» объектами. - Формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства.
-
Посещение «Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова» Цель: Познакомить детей с библиотекой и основными правилами пользования библиотекой, сформировать навык бережного отношения к книге. Задачи: - Дать понятия: библиотека, читатель, библиотекарь, формуляр. - Рассказать порядок и правила пользования библиотекой. - Познакомить с правилами пользования книгой.
-
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг Задачи: - Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - Развитие литературной речи; - Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Развитие речи 1. Чтение художественной литературы
-
Цель: познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик. Задачи: Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: - произвольное внимание, логическое мышление; слуховое восприятие – память, речь детей; - Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук. Социально-коммуникативное развитие Пальчиковая гимнастика:
-
2. Дидактические игры: «Собери мозаику» Задачи: - Развивает логическое мышление и сообразительность; - Способствует развитию моторики и координации; - Развивает воображение; - Тренирует память Цель: развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; выработка у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом
-
Задачи: - Снятии усталости и напряжения - Внесении эмоционального заряда - Совершенствовании общей моторики - Выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью; - Тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций. «Вот под елочкой зеленой», «Едим, едим, долго едим», «Мы по улице гуляем», «Мы пройдемся по дорожке»; Физическое развитие Физминутка: Цель: Обеспечить отдых организма дошкольника в процессе учебной деятельности
-
Провели анализ и обобщили результаты, полученные в процессе проекта. Дети отметили, что Барнаул очень красивый город. Также отметили, что существуют архитектурные здания, памятники, дворцы культуры. Дети сделали вывод, что город наш нужно содержать в чистоте и порядке для того чтобы гордились им не только мы, но и любовались приезжие гости из других городов. Выставка продуктов детской деятельности «Дом в котором я живу», «Природа родного края» и рисунка с элементами аппликации «Администрация г. Барнаула», оригами «Деревья» и т.д. III этап: Заключительный //Презентационно-завершающий// Открытое занятие “Моя Родина – Алтайский край! ” Выставка продуктов детской деятельности. Оценка этапов реализации проекта детьми. Подведение итогов. Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
-
Результат работы: Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях, неповторимой природе края. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы Повышение компетентности воспитателей по представленной теме Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному вопросу
-
Обеспечение проектной деятельности Методическое: Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…» Материалы Интернет.
-
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
подбор исторической литературы, подбор произведений русского народного творчества, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки), подготовка разного вида бросового материала подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры, выставки книг, рисунков, поделок,
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.