Содержание
-
Педагогический проект: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование «Я познаю мир»
Выполнила: Воспитатель Кокорина Е.Г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 58
-
Введение В старшем дошкольном возрасте встает задача формирования у ребенка познавательного интереса, который необходим для успешного обучения в школе, когда у детей появляется внутренняя потребность в знаниях. Ребенок проявляет желание узнать новое о качествах и свойствах предметов, понять существующие между ними связи и отношения. Когда познавательный интерес сформирован, то ребенок способен к более длительному и устойчивому вниманию, волевому усилию, проявлению самостоятельности. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особое внимание заслуживает детское экспериментирование. Экспериментирование — специально организованная деятельность, особый способ освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
-
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Дошкольники легче и прочнее усваивают материал, когда сами добывают знания, сам делают выводы. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок сам слышит, видит и делает. Анализ научных и педагогических исследований показал, что экспериментирование является средством познания ребенком окружающего мира, основным условием формирования познавательной активности дошкольников и предпосылкой формирования готовности личности к непрерывному образованию.
-
Актуальность
Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. Организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы и явления наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В этой деятельности ребенок становится субъектом, носителем предметно – практической деятельности, «активным деятелем». Ему предоставляется возможность саморазвития, самореализации.
-
Цель
Создание благоприятных условий для развития детской инициативы и творческого познания при помощи исследовательской деятельности и экспериментирования.
-
Задачи
Способствовать формированию представления детей о взаимосвязях событий и явлений в окружающем мире в ходе опытно-экспериментальной деятельности; Развитие умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов; Развитие познавательной активности детей при вовлечении их в игры – эксперименты с учетом детской инициативы и умственных способностей; Формирование социально-личностных качеств ребенка: самостоятельность, самоконтроль, саморегуляции своих действий; Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.
-
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители. Сроки реализации: Проект рассчитан на один год для детей старшего дошкольного возраста. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 25-30 мин Сентябрь - май учебного года. Вид проекта: По направленности:познавательно – исследовательский .
-
Гипотеза: Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста будет оптимальной при условии теоретического изучения особенностей экспериментального обучения, перехода в режим экспериментального функционирования и включения детей в культурно-образовательные виды деятельности.
-
Аннотация проекта
В организации работы по опытно – экспериментальной деятельности используются практические, словесные и наглядные методы. Из практических методов применяются проблемные вопросы, экспериментирования, опыты, исследовательский опыт, продуктивная деятельность. К словесным методам относится рассказ, объяснение, чтение воспитателя, рассказ детей, беседы. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация слайдов, схем, символов, показ презентаций, познавательных фильмов, рассматривание картин, иллюстраций. Для положительной мотивации используются различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта), тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный мотив (почему так?), ситуация выбора. Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы: совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей, фронтальные занятия, развлечения, наблюдения в природе, целевые прогулки, рассматривание альбомов, познавательной литературы, фотографий, чтение художественной литературы, беседы по теме эксперимента.
-
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно – предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. Детский эксперимент имеет следующую структуру: -постановка проблемы, которую нужно решить; -целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); -выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); -проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); -анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось); -формулирование выводов
-
Календарно-тематический план экспериментальной деятельности
Сентябрь: Диагностика Октябрь: Прогулка «Отпечатки наших рук»(Свойства песка) Беседа «Самые маленькие (насекомые)» Дидактическая игра «Изучаем листья» Ноябрь: Экспериментирование «Магнит, как достать скрепку» Дидактическая игра «Почему бумага разная» Беседа «Свойства металла» Дидактическая игра «Приключение Буратино»(дерево и его свойства) Декабрь: Беседа «Зачем нужна вода» Дидактическая игра «Вода – главный растворитель» Изготовление разноцветных льдинок «Замерзание воды» Интерактивная игра «Круговорот воды в природе»
-
Январь: Тема «Где прячется воздух. Свойства воздуха» Экспериментирование «Бывает ли воздуху холодно» Прогулка «Движение воздуха» Беседа «Градусник. Термометр» Февраль: Прогулка «Получаем талую воду» Экспериментирование «Когда бывает пар» Беседа «Огонь-наш друг и враг» Лепка «Почва - подземная кладовая» Март: Беседа «Виды масла, его применение и свойства» Беседа «Пищеварение» Прогулка «Свет и тень» Беседа «Путешествие в прошлое часов» Экспериментирование «Ткань и её свойства»
-
Апрель: Беседа «Основные системы нашего организма» Рисование «Наш организм» Дидактическая игра «Каша – матушка наша» Спортивный досуг «Мы здоровью скажем – ДА» Май: Беседа «Волшебное электричество» Экспериментирование «Определение сторон света» Развлечение «Путешествие по материкам».
-
Работа с родителями Родительское собрание (игра-практикум «Экспериментируем!») Развлечение «Путешествие по материкам» Спортивный досуг «В здоровом теле - здоровый дух!» Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников», Круглый стол «Здоровье ребёнка в наших руках» Тематические консультации: «Значение экспериментальной деятельности для детей» «Организация домашней лаборатории» «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома» -Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в группе.
-
Ресурсное обеспечение проекта.
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно – пространственная развивающая среда и создан центр опытно — экспериментально деятельности.
-
Заключение
Проведенная работа вызвала у детей живой интерес, положительные эмоции. Ребята проявляют устойчивый интерес к экспериментированию, самостоятельной поисково – познавательной деятельности. В процессе работы по изучению свойств воды, снега, льда, воздуха, бумаги, огня при проведении игр-экспериментов у детей обогатились знания об окружающем мире. Кроме того, они способны выдвигать гипотезы, делать предположения, находить способы решения проблемы, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
-
Вывод
Таким образом мы пришли к выводу, что внедрение модели развития исследовательских способностей детей через новые педагогические технологии в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. .
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.