Содержание
-
МДОУ « Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида»
Применение элементов проектной и исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста Автор: воспитатель Котькина Ольга Евдокимовна С.Старое Шайгово 2018 г.
-
Актуальность. Современная социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Проблема. Излишнее приобщение к виртуальному миру препятствует развитию творческой личности ребенка, глушит природные задатки и способности логически мыслить. Новизназаключается в применении метода экспериментирования, творческого подхода познания закономерностей и явлений окружающего мира.Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.
-
Задачи:
-Поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности. -Развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).-Развитие мышления, речи – суждений в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, применении в деятельности.- Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.-Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.-Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования. Цели:- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента. - Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать. - Развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
-
-
-
В результате организации поисково-экспериментальной деятельности:-развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;-формируются основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование;-обеспечивается обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формируются базисные основы личности ребенка;-расширяются перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста;-формируется диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира;-формируются коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.
Формирование основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если: -более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка; -педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживает воспитанника; -создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.
-
Связь теории с практикой. Развивающий характер воспитания и обучения. Целостность и системность обучающего процесса. Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество. Основные принципы организации детского экспериментирования.
-
-Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым. Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги. Важно, чтобы была атмосфера лаборатории. Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально. Успешность эксперимента
-
Расскажи-и я забуду, покажи-и я запомню, Дай попробовать-и я пойму. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и желает сделать все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей ,так и для взрослых.
-
Классификация экспериментов:
- По характеру объектов, используемых в эксперименте.- По месту проведения опытов.- По количеству детей.- По причине их поведения.- По характеру включения в педагогический процесс.- По продолжительности.- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом.- По месту в цикле.- По характеру мыслительных операций.- По характеру познавательной деятельности детей.- По способу применения в аудитории. Элементарность опытов: -во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям; -во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, формируются элементарные понятия и умозаключения;- в - третьих, они практически безопасны;- в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
-
Направления, которые существуют в нашем окружении:
-живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде. -неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет. -человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства. Стимулы к проектной и исследовательской работы Внешние (новизна, необычность объекта); - Тайна, сюрприз; - Мотив помощи; - Познавательный мотив (почему так); - Ситуация выбора.
-
Формы, методы и приёмы Наблюдения Трудовые поручения Опыты Дидактические игры Моделирование Фиксации результатов Постановка вопросов проблемного характера Беседы Прогулка Путешествия Трудовая деятельность Экскурсии
-
Методы при проведении опытов и экспериментов: Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида: – распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; – за изменением и преобразованием объектов; Игровой метод который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. Словесные методы обучения- Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей. Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. Формыработы с детьми: – фронтальные; – групповые; – индивидуальные.
-
В уголках по экспериментированию может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки. 2. Место для приборов. 3. Место для выращивания растений. 4. Место для хранения природного и бросового материалов. 5. Место для проведения опытов. 6. Место для материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.) - приборы-помощники; - ёмкости; - природный материал; - разные виды бумаги; - красители; - медицинские материалы; - технические материалы; - прочие материалы. Приборы и оборудование
-
Что даёт экспериментальная деятельность
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
-
Дети изучают плодовые деревья Изучают дети песок
-
Правила трёх «П»
- Понимание – видеть ребенка изнутри, смотреть на мир глазами ребенка.- Принятие – принимать ребенка таким, каков он есть. - Признание – признание прав ребенка на решение групповых проблем. Познавательно- исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем! Узнавай! Твори! Изучай! Мастери!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.