Содержание
-
Организация образовательной деятельности с дошкольниками по безопасному поведению на улице
Мамонтова Г.В. воспитатель МАДОУ детского сада «Ивушка»
-
Проблема безопасности дорожного движения является одной из самых важных и актуальных в настоящее время. Увеличивается число транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах, множится количество дорожно – транспортных происшествий, связанных с гибелью людей, в том числе детей.
-
Причины несчастных случаев с детьми на дорогах:
-
Инновационный подход к организации образовательной деятельности с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
-
Познавательные способности детей, необходимые для умения ориентироваться в дорожной среде:
умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт; умение различать величину транспорта; умение определять расстояние до приближающегося транспорта; знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение; понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка); понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей; умение связно выражать свои мысли.
-
Этапы работы:
уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе – помогает педагогу определить знания и навыки детей, уровень их возможностей; расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах дорожного движения посредством наблюдений движения транспорта по улице, организованной системой непосредственной образовательной деятельности; формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения; формирование у детей чувства ответственности; развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, т.к. при обучении правилам дорожного движения эти качества во многом помогают им вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации.
-
Педагогические технологии
Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций Самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей Коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде
-
В первой младшей группе
Детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.
-
Во второй младшей группе
Дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы).
-
А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам. Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.
-
В средней группе
Закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны. Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги ).
-
В старшей и подготовительной группе
Необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой. В старшей, а затем и в подготовительной группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
-
Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются вечера-развлечения: «Мой приятель Светофор», «Красный, желтый, зеленый». Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения. ДОУ с Тамбовконцертом заключен договор о совместном сотрудничестве, неизменной темой одного из их выступления, является спектакль по ПДД.
-
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах
первая младшая группа: набор транспортных средств, иллюстрации с изображением транспортных средств, кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.), дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
-
Во второй младшей группеследует добавить: картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку», простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть, макет транспортного светофора (плоскостной). Для ребят средней группыв уголок безопасности дорожного движения следует разместить: • дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор», • на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
-
В старшей группе: макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные, предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица» схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка. В подготовительной группе содержание уголка более усложняется: собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер).
-
Работа с родителями
Работа с детьми большая, требующая помощи родителей. На информационных стендах для родителей детей разного возраста следует повесить рекомендации по обучению правилам дорожного движения и поведения на улице . Это будет ещё одним поводом напомнить родителям о важности данной темы и обсудить это с ребёнком по дороге домой. Мы должны сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог, разъяснить им, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно.
-
Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм. Пусть движутся потоками машины, Водители спокойствие хранят Ведь правила движения едины- Для взрослых пешеходов и ребят!
-
Удачи на дорогах!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.