Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Солнышко» ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ"Деревья нашего участка" Воспитатель: Липова Е.В. май 2024 год
-
Содержание Введение Этапы проекта Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап Заключение Рекомендуемая литература
-
Введение Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача моя, как педагога в работе с детьми, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понять о том , что и растения - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а главное, чувствуют боль, как человек. Правильное отношение к живым существам в частности растениям, является конечным результатом данного проекта и воспитывается оно в совместной деятельности со взрослым, игре. Экологическое познание дошкольников - это воспитание в детях способности любить и понимать окружающий мир и бережно относиться к нему. Ознакомление детей с природой обогащает духовную сторону человека, способствует развитию нравственного, патриотического, эстетического воспитания. Стрессовая экологическая ситуация на планете Земля требует, чтоб образование на всех уровнях вырабатывала в воспитанниках понятия об окружающем мире как о среде, которая, предоставляя разнообразным живым существам разные условия для плодотворной активности. На сегодняшний день требования экологической образованности и культуры становятся необходимыми качествами общей культуры личности. Большое внимание уделяется экологическому познанию, формированию экологического сознания, экологической культуры. Интерес к экологической проблеме не случаен. Он основан на тревожащим людей экологическим кризисом и его последствиями, а также поиск новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто
-
внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в общем должно стать главной задачей экологического образования и воспитания. В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок- дошкольник.
-
Паспорт проекта Тема: «Деревья нашего участка» Тип проекта: проектно - исследовательский Характер проекта: творческо - исследовательский По характеру контактов: дети, педагоги, родители По количеству участников: групповой По продолжительности: краткосрочный Предмет исследования: деревья на участке
-
Актуальность: Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Они окружают нас везде. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных. Дерево - прекрасный объект для сезонных наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами. Цель проекта: исследовательско - познавательная деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.
-
Задачи: Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе. Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года. Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева. Экологический проект «Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира - деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного). В ходе реализации проекта большое внимание уделяю развитию исследовательско - познавательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Способствую развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе нашего города.
-
Этапы проекта. Проект, включает три этапа - подготовительный, основной и заключительный (обобщающий). Подготовительный этап Проводятся беседы, занятия, привлекаются родители к участию в проекте, совместно с детьми изготовить кормушки для птиц, чтобы спасти от нашествия гусениц. Вместе с родителями создать экологический альбом «Деревья нашего участка»; спилы разных деревьев; семена деревьев. Вместе с детьми создать план участка с объектом исследования: «Экологическая тропа». На занятиях по изобразительной деятельности - организовать выставку «Лесные скульптуры». Работа с детьми. Перед началом работы по проекту «Деревья нашего участка» провести с детьми беседу о деревьях. Как называются деревья на нашем участке(тополь, сосна, туя, береза, сирень, рябина).Выяснить их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложить детям схему знакомства: Как зовут тебя дерево? Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым? Есть ли у тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов? Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод? Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?
-
Основной этап Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья в нашем парке. Дать детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги , руки ; дереву - листья, корни, ствол, кора? У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с деревом и постараются отыскать его семью. Потом можно нарисовать семейный портрет дерева. Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий. Пусть погладят кору, прижмутся к ней щекой. Какая она - теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле - уходят в глубину или располагаются в стороны? В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о деревьях, о природе родного края, я использовала разнообразные игры. Проводилась работа на основе регионального компонента. Я старалась раскрыть уникальность и неповторимость богатства родного края. Для меня было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Мой проект строится на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу я построила по следующей системе.
-
Занятия. Занятие 1. Заучивание стихотворения «Весна пришла» По весне набухли почкиИ проклюнулись листочки.Посмотри на ветки клена –Сколько носиков зеленых! Т. Дмитриев Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, учить детей понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям. Занятие 2. «Деревья нашего двора». Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу. Занятие 3. Экскурсия в весенний сад. Цель: расширить представления детей о характерных признаках весны, уточнить представления об изменениях, происходящих весной в жизни деревьев. Игровая деятельность. Дидактические игры: «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим. «Что лишнее». Цель : дети должны определить лишний предмет (тополь ,осина, клен, ель, ромашка). «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.
-
«Мы - деревья» (Зарядка) Распрямили стебли, вытянули ветки (руки). Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцы). Гимнастика для стебля: наклоны туловища вправо-влево; вперёд-назад. Гимнастика для корней: вытянули правую ногу - повращали ступнёй; вытянули левую ногу - повращали. Моем листья, стебли под дождём: подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся Наблюдения и исследовательская деятельность. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы. Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам. Художественно-продуктивная деятельность. Выставка: «Лесные скульпторы»
-
Заключительный этап Посадка яблони на участке с родителями Заключение В результате работы дети усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; испытывают потребность в приобретении экологических знаний, ориентируются на практическое их применение; испытывают потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживают им, проявляют доброту и чуткость. Бережное отношение ко всему окружающему; проявляют эстетические чувства - умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности; проявляют инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. В реализации проектной деятельности дети научились: видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперимент; структурировать полученный в ходе исследования материал; делать выводы и умозаключения;
-
Интересно было увидеть то, что сама формулировка проблемы у наших детей возникала лишь тогда, когда проблема была решена. Юные исследователи, начиная поиск, ясно не осознавали, зачем они это делают, и уж тем более не знали, что они найдут в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, мы, педагоги, проявляли гибкость, не требуя от него ясного осознания и формулирования проблемы. Нашу проблему дети выявляли путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети много двигались, решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности. На заключительном этапе дети вместе с воспитателями определили новую проблему: “Как привлечь птиц на территорию детского сада?”. Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие способности к прогнозированию будущих изменений; формирование навыков коммуникативного общения. Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души
-
Рекомендуемая литература «Мудрость дерева» А. Лопатина «Зеленая страна» Е. Серова «Жизнь дерева» А. Лопатина Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003г. Гусарова Л.Ф. Проектная деятельность в детском саду: Методические рекомендации для воспитателей ДОУ - Махачкала: ДИПКПК, 2013-143с. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Москва «Творческий центр» - 2003г. Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». Москва «Педагогическое общество России» - 2005г. Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». Москва «Мозаика-Синтез» - 2002г. Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. 2002г. N 3
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.