Содержание
-
Использование коррекционно-развивающих заданий, игр и упражнений по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
учитель- логопед МБОУ СОШ №3 КондаковаИрина Вячеславовна
-
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Ошибки на уровне слова: Пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела»); Пропуски гласных (санки – «снки»); Вставка лишних букв (стол – «стлол»); Перестановки букв (тропа – «прота»); Добавление букв (весна – «весна); Пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот»); Ошибки на уровне предложения: Слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Были чудные дни. – «быличудные дни); Раздельное написание слов (приставок, корня) – (Летом по реке идут пароходы – «Летом пореке и дут пароходы.»); Запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» (Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»).
-
Направления коррекционной работы по преодолению дисграфии 1. Развитие языкового анализа и синтеза: - формировать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении 2. Развитие слогового анализа и синтеза: - умение выделять гласные звуки в слове 3. Развитие фонематического анализа и синтеза: - выделение звука на фоне слова- вычленение звука в начале, в середине, конце слова- определение последовательности, количества и места звука в слове.
-
Примерные задания, игры по коррекции фонематических процессов, звуко-слогового и языкового анализа Развитие языкового анализа и синтеза 1.Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др). Дворник подметает листья. Осенью дворник подметает листья. Осенью в парке дворник подметает листья. 2.Упражнения в грамматически правильном построении предложений. Работа с деформированными предложениями. Например: с опорой на наглядность: «осенью», «в» «дворник», «листья», «подметает», «парке». 3. Определение места слова в предложении. 4. Списывание текста с подчеркиванием заглавных букв и точек.
-
Развитие слогового анализа и синтеза
1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. 2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. 3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова). 4. Назвать гласные в слове. 5. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы. 6. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов. 7. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру. 8. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов. 9. Выделить первый слог из названий картинок, записать его, или дописать недостающий слог
-
10. Записать только гласные данного слова. (а…а…а…, …а…а…, …и…о…) 11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, Улей Домик Машина Луна Жаба а _ нас ба _ _ мон
-
Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза
1. Игра «У кого хороший слух?» Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове. 2. Игра «Какой звук чаще всего слышим?» Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук (Щёткой чищу я щенка , Щекочу ему бока). 3. Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово называй». Цели: развитие фонематических представлений, активизация словаря. (весна – автобус – слон – нос – сова). 4.Назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их количество. 5. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков. 6. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются). 7. Вставить пропущенные буквы в слова: ви..ка, ут..а, лу..а, б..нокль. 8. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).
-
. 9.Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: ра , , брви, трва, сы , коар). 10.Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира). 11 .Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. Например, па- - пар, пары, парад, паруса. 12. Преобразование слов С ч над морем я летаю, С г в машинах я бываю. (Чайка – гайка.) С м меня ты надеваешь, С л собаку называешь. (Майка – Лайка.)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.