Содержание
-
Нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников
Учитель-логопед: Гуторова Л.И. ГКОУ общеобразовательная школа-интернат №2 г. Каменск-Шахтинский 2014
-
Учащиеся 1-2 классов испытывают затруднения в следующих аспектах: восприятие на слух близких звуков; определение их аккустического и артикуляционного сходства и различия; - определение смыслоразличительного значения этих звуков.
-
Уровень недоразвития звуковой стороны речи – одна из причин появления дисграфии и дислексии. Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
-
Обучение письму на русском языке осуществляется по аналитико-синтетическому методу. Если такой анализ недоступен, то это приводит к появлению специфических ошибок: слитное написание двух самостоятельных слов; сочетание слияний двух самостоятельных слов и служебного с самостоятельным словом; раздельное написание частей слова.
-
Искажение звуко-слоговой структуры слова: пропуск гласного; добавление гласного; перестановка букв; пропуски, перестановки, вставки слогов.
-
Выбор коррекционных упражнений зависит от затруднений ребенка: определение звукового состава слова; определение слогового состава слова; определение количества слов в предложении.
-
Письменное задание на умение определять звуковой состав слова. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, лу.а, б.нокль. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (шуба, уши, кошка). Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки. Выбрать из предложений слова, с определенным количеством звуков, устно назваить их и записать. Подобрать слова с определенным количеством звуков. Преобразовать слова а) добавляя звук: рот-крот, мех-смех, осы-косы, луг-плуг; б) изменяя один звук слова: сом-сок-сук-суп-сух-сох-сор... в) переставляя звуки: пила-липа, кукла-кулак, волос-слово. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, Ира)? Назввать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: сор-рос, кот-ток, нос-сон.
-
Задание на умение определять слоговой состав слова. 1. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания (лужа, пила, канава, лом). 2. Записать только гласные данного слова (окна - о__а). 3. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы. 4. Разложить картинки под определенным сочетанием гласных.
-
Задания для закрепления слогового анализа и синтеза: Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру. Разложить картинки в зависимости от количества слогов в их названии («слива», «собака», «дом»). Выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: __буз , ут__ , лод__ , ка__даш. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, ле; ка, ней, ли). Выделить из предложения слова, состоящие из определённого количества слогов.
-
Задание на умение определять количество слов в предложении. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов. Придумать предложение с определённым количеством слов. Распространить предложение, увеличив количество слов. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение. Определить место слов в предложении (какое по счёту указанное слово). Выделить предложение из текста с определённым количеством слов. Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
-
«Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка» К.Д.Ушинский
-
Спасибо за внимание!
-
Источники:
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2003 Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. «Дельта», «Аквариум», 1996 ЯстребоваА.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 1997
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.