Содержание
-
-
Функциональная система чтения(П.К.Анохин, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова) РЕЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
-
Направления в коррекции нарушения чтения
-
Программно-методические материалы «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение» разработаны О.А. Ишимовой. Целевая аудитория – обучающиеся с несформированностью преимущественно зрительных функций, определяющих нарушения технической стороны чтения.
-
Общая характеристика коррекционно- педагогической работы
-
Операции обучения аналитико-синтетическим методом:
определение букво-звуковых соответствий; слогослияние; воссоздание звукового облика целого слова.
-
-
Трудности технического компонента чтения
-
Трудности преимущественно смыслового компонента чтения
-
-
Предпосылки для предупреждения трудностей формирования первоначального навыка чтения
-
Задачи коррекции и развития зрительных гностических функций:
развитие произвольного и зрительного внимания (удерживание и переключение); развитие навыков зрительного анализа и синтеза; развитие зрительной памяти.
-
Задачи коррекции и развития зрительных моторных функций:
развитие точных прослеживающих движений глаз; формирование зрительно-пространственных представлений; развитие зрительно-моторных координаций.
-
Направления работы по формированию зрительно-моторных функций:
развитие зрительно-пространственного восприятия (вписывание в схему слова буквы, обозначающей данный звук); развитие зрительной памяти (сравнение, сопоставление и нахождение одинаковых букв); развитие образной памяти (создание ассоциативных и смысловых звуко- буквенных связей); развитие глазодвигательной активности (расширение зрительного поля); развитие речеслухового восприятия (умение выделять звук на фоне слова и определять его место).
-
* Нахождение и подсчет частоты встречаемости заданной буквы в ряду букв;* Дописывание недостающих деталей буквы;* Составление букв из частей;* Нахождение двух одинаковых букв;* Узнавание, нахождение и закрашивание заданной буквы среди других букв на буквенном поле;* Выкладывание букв из счетных палочек;* Дорисовываниебуквы, чтобы она стала частью какого-либо предмета;* Запоминание и перечисление по памяти нескольких изображений в ряду (цветовых, предметных и геометрических изображений, букв);* Нахождение названных букв, слога, слова в таблицах.
НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ГНОСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ:
-
* Чтение слогов и слов, расположенных в виде восьмерок;* Последовательная смена движений глаз при чтении цепочек слогов, слов;* Добавление части слова.
НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ:
-
Рабочая тетрадьдля детЕЙ, испытывающиХтрудности зрительного запоминания и воспроизведения образа печатной буквы (зрительный компонент чтения) О.А.ИШИМОВА «ЧТЕНИЕ ОТ БУКВЫ К СЛОГУ И СЛОВАМ» Тетрадь-помощница
-
-
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
-
ОСОБЕННОСТИ ЗАДАНИЙ: Многократное повторение внутри каждой группы. 2. Поиск буквы с последующим называнием: - поиск заданной буквы на буквенном поле; - закрашивание клетки с буквой в определенный цвет. 3. Подсчет количества букв: - графическая маркировка букв (круг, квадрат, треугольник); - определение количества повторов буквы. 4. Наблюдение за пространственным расположением элементов буквы. 5. Включение буквы в контекст слога или слова.
-
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ- ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ С КОМПЛЕКСОМ ЗАДАНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ НАЧАЛЬНОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ (ЭТАП СЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ) О.А.ИШИМОВА «ЧТЕНИЕ ОТ СЛОГА К СЛОВУ» 2- 4 классы Тетрадь-помощница
-
ОСОБЕННОСТИ ТЕТРАДИ:
использование открытых слогов типа согласный + гласный СГ (Закон открытого слога В. В. Иванов, Л. В. Щерба); специальный подбор двубуквенных слогов с учетом сочетаемости фонем внутри слога; использование слов, имеющих в составе только открытые слоги типа согласный + гласный СГ; слоговой анализ слов в соответствии с правилами слогоделения (сонорная теория Р. И. Аванесова); отбор лексического материала с учетом частотности слов («Частотный словарь» С. А. Шаров, О.Н. Ляшевская)
-
ОСОБЕННОСТЬ ЗАДАНИЙ:
-
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД ОВЛАДЕНИЯ ЧТЕНИЕМ ГРУППАМИ СЛОВ. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ С КОМПЛЕКСОМ ЗАДАНИЙ , СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ГРОМКОГО ЧТЕНИЯ О.А.ИШИМОВА «ЧТЕНИЕ. ЧИТАЮ СЛОВАМИ» Тетрадь-помощница
-
ОСОБЕННОСТИ ЗАДАНИЙ:
Отработка правильного проговаривания слов различной слоговой структуры с учетом их лексического и грамматического значения. Акцент на плавное и быстрое произнесение закрытых слогов и слогов со стечением согласных в составе слова. Работа по быстрому узнаванию слов (в отдельности, в контексте предложений). Отбор лексического материала , включающего разножанровыетексты (хорошо знакомые детям слова, малознакомые и незнакомые).
-
-
ОСОБЕННОСТЬ ЗАДАНИЙ:
-
-
-
Список используемой литературы:
1.Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение: 1-4-е классы: программно-методические материалы: учебное пособие/ О.А. Ишимова, 6-е изд., стер.- Москва: Просвещение, 2023; 2. Тетради-помощницы для учащихся: Чтение. От буквы к слову. 1- 4 классы (О.А. Ишимова) Чтение. От слога к слову. 2- 4 классы (О.А. Ишимова) Чтение. Читаю словами.2- 4 классы (О.А. Ишимова) Чтение. Читаю и понимаю.2- 4 классы (О.А. Ишимова, С.А. Сабельникова) 3. Ефименкова Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972; 4. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков. //Логопед.-2004.-№2; 5. Ляшевская О.Н., Шаров С.А. Новый частотный словарь русской лексики. - М.: Азбуковник. 2008
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.