Содержание
-
Система оценки образовательных достижений младших школьников Проектировочные подходы и технологические решения Карпеева Ирина Вячеславовна, методист издательства, Почетный работник образования РФ ИЗДАТЕЛЬСТВО «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» Российская Академия наук Издательский комплекс «Наука»
-
Рассматриваемые вопросы: Общие подходы к проектированию системы оценки образовательных достижений младших школьников Комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы Оценка динамики индивидуальных достижений обучающихся Организация, формы представления и учета результатов промежуточной аттестации обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
-
Современные требования к оценке: - создание надежных и технологичных процедур оценки качества образовательных результатов; - формирование культуры оценки качества образования у всех участников образовательных отношений; - смещение акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, умения учиться, на развитие самостоятельности; - направленность на изучение уровня и динамики сформированности у обучающихся личностных, метапредметных, предметных результатов и другие.
-
Сущность изменений системы оценивания Смещение акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, умения учиться, на развитие самостоятельности (Из Примерной ООП)
-
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544 «Об утверждении проф. стандарта «Педагог» (воспитатель, учитель)» Трудовые действия (связанные с оценкой): - анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; - организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов; - оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля; - анализ реального состояния дел в учебной группе; - применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития; - владение методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей; - объективная оценка успехов и возможностей обучающихся
-
Система оценки должна: 1) закреплять основные направления и цели оценивания, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки 2) ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся 3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов 4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся 5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга
-
Основные направления оценочной деятельности Основание 1. Оценочная деятельность рассматривается как условие (механизм) достижения высокого качества образования Направления: - комплексное изучение (характеристика) эффективности образовательной организации - выявление и анализ уровня подготовки обучающихся начальной школы (в соответствии с требованиями ФГОС) - изучение уровня достижения планируемых результатов реализации образовательной программы.
-
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» Ст.2. Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС и (или) потребностям физического или юридического лица, в т.ч. степень достижения планируемых результатов образовательной программы
-
Основные направления оценочной деятельности Основание 2. Оценочная деятельность - разнонаправленный процесс, определяемый структурой и содержанием образовательной программы Направления: - урочная деятельность - внеурочная деятельность - деятельность по реализации программы дух.-нрав. развития, воспитания обучающихся - деятельность по реализации программы формирования экологической культуры и ЗОЖ - деятельность в рамках программы коррекционной работы
-
Основные направления оценочной деятельности Основание 3. Оценочная деятельность - механизм реализации системно-деятельностногоподхода Направления: - эффективность стратегии социального проектирования и конструирования - успешность используемого содержания образования в достижении целей личностного, социального и познавательного развития - активность учебно-познавательной деятельности обучающихся - последовательность и полнота учета индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся (в т.ч. одаренных детей, детей с ОВЗ)
-
ФГОС общего образования (п.7): П.7. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося составляет цель и основной результат образования
-
Цели оценочной деятельности Вариант 1 (с учетом основания 1). - комплексное изучение эффективности образовательной организации для получения объективной информации об особенностях ее функционировании - мониторинг уровня подготовки обучающихся, соответствующей требованиями ФГОС, в том числе уровня достижения планируемых результатов реализации образовательной программы.
-
Цели оценочной деятельности Вариант 2 (с учетом основания 2). - объективное оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебных предметов, курсов; - комплексный анализ личностных и метапредметных результатов внеурочной деятельности; - изучение (с учетом планируемых результатов) эффективности реализации программ: духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; коррекционной работы.
-
Цели оценочной деятельности Вариант 3 (с учетом основания 3). - выявление эффективности стратегии социального проектирования и конструирования - установление успешности используемого в образовательной организации содержания образования - изучение уровня активности учебно-познавательной деятельности обучающихся - анализ последовательности и полноты учета индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся
-
Объект оценки: в широком смысле слова - результаты деятельности (промежуточные и итоговые) образовательной организации и субъектов образовательных отношений По отношению к обучающимся - результаты (промежуточные и итоговые) освоения школьниками 1-4 классов основной образовательной программы, в том числе: личностные, метапредметные и предметные результаты на уровнях «обучающиеся научатся» и «обучающиеся получат возможность научиться»; достижения в нравственном, духовном, физическом, эстетическом развитии.
-
Критерии оценивания Критерий 1 – уровень сформированности у обучающихся личностных результатов освоения образовательной программы Критерий 2 – уровень сформированностиметапредметных результатов Критерий 3 – уровень сформированностипредметных результатов освоения образовательной программы
-
Процедуры оценивания 1 этап. Установление соответствия деятельности образовательной организации, педагогических работников и достижений обучающихся требованиям ФГОС начального общего образования. 2 этап. Выявление причинно-следственных связей позитивных и отрицательных результатов. 3 этап. Подготовка рекомендаций по повышению эффективности образовательного процесса, обеспечивающего положительную динамику качества образования.
-
Состав инструментария оценивания письменные и устные работы, тесты; проекты, практические и творческие работы; формы оценивания, связанные с промежуточной и итоговой аттестацией; дневники достижений (портфолио); другие материалы для самоанализа, самооценки, наблюдений.
-
Формы представления результатов журналы успеваемости по предметам (в бумажном или электронном виде); тетради для самостоятельной работы; тексты промежуточных и итоговых диагностических контрольных работ, тестов, диктантов и результаты анализа их выполнения; дневники достижений (портфолио) и аналитические справки с анализом характеристики их заполнения; результаты психолого-педагогических исследований; текстовый анализ результатов оценочной деятельности, рекомендации по работе с учащимися, не достигшими планируемые результаты
-
Тетради для контрольных и проверочных работ (математика)
-
Разнообразие (вариативность) методов и форм оценивания обусловлено: - необходимостью оценки личностных, метапредметных и предметных результатов - уровневостью оценки: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться» - значимостью оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся - оцениванием достижений школьников не только в урочной, но и внеурочной деятельности - требованием к использованию стандартизированных и не стандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само-и взаимооценки)
-
Оценка метапредметных результатов. Итоговые комплексные работы на основе единого текста
-
Условия применения системы оценки: Кадровые Материально-технические Психолого-педагогические…
-
Границы применения системы оценки определяются: рамками образовательного процесса (урочная, внеурочная деятельность + программы) перечнем участников образовательных отношений возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся спецификой используемых систем учебников (УМК, завершенных предметных линий)
-
Комплексный подход к оценке результатов освоения ООП Первое направление предполагает оценивание личностных, метапредметных и предметных достижений школьника, что фиксируется одной отметкой При этом «мера, вес» каждой из составляющих достижений, влияющих на итоговую отметку, определяется учителем. В этом случае идея комплексности реализуется благодаря контролю за всеми тремя группами достижений младшего школьника.
-
Комплексный подход к оценке результатов освоения ООП Второе направление предусматривает оценивание результатов с использованием специального инструментария: - для личностных результатов – дневников достижений, портфолио, индивидуальных характеристик, а также личностных типовых задач программы формирования УУД; - для метапредметных результатов – комплексных работ на основе единого текста, а также метапредметных типовых задач, представленных в программе формирования УУД; - для предметных результатов – предметных проверочных и контрольных работ, заданий на контроль и оценку процесса и результата деятельности, заданий повышенной сложности, выборочных диктантов...
-
Как Вы считаете, используется ли в Вашей образовательной организации комплексный подход к оценке достижений обучающихся? В чем это выражается?
-
Требования к оценочной деятельности индивидуальный характер оценивания систематичность, регулярность оценивания разнообразие форм оценивания всесторонность объективность оценки дифференцированный подход повышение значимости самоконтроля единство требований учителей, осуществляющих контроль образовательных достижений в данном классе Какие из них Вы считаете наиболее значимыми, а какие – избыточными?
-
Комплексный подход к оценке результатов освоения ООП Первое направление предполагает оценивание личностных, метапредметных и предметных достижений школьника, что фиксируется одной отметкой При этом «мера, вес» каждой из составляющих достижений, влияющих на итоговую отметку, определяется учителем. В этом случае идея комплексности реализуется благодаря контролю за всеми тремя группами достижений младшего школьника.
-
Комплексный подход к оценке результатов освоения ООП Второе направление предусматривает оценивание результатов с использованием специального инструментария: - для личностных результатов – дневников достижений, портфолио, индивидуальных характеристик, а также личностных типовых задач программы формирования УУД; - для метапредметных результатов – комплексных работ на основе единого текста, а также метапредметных типовых задач, представленных в программе формирования УУД; - для предметных результатов – предметных проверочных и контрольных работ, заданий на контроль и оценку процесса и результата деятельности, заданий повышенной сложности, выборочных диктантов...
-
-
Согласны ли Вы с утверждением, что типовые задачи могут выступать инструментом оценки достижений обучающихся? Как Вы относитесь к идее классификации типовых задач?
-
Оценка личностного развития в урочной деятельности на основе системы личностных заданий (задач)
-
-
Дневник достижений Дневник достижений младшего школьника предусматривает оценивание учеником своих достижений, которые он накапливает в школе и за ее пределами. В ходе оформления страниц пособия обучающиеся отмечают свои успехи, используя рисунки, фотографии, подписи, схемы.
-
Оценка метапредметных результатов В сборниках программ «Перспективной начальной школы» представлены типовые задачи, выполнение которых позволяет оценить уровень сформированности УУД
-
Пишу и проверяю себя
-
Оценка метапредметных результатов Итоговые комплексные работы
-
Электронная обработка полученных данных Программы, предложенные на диске, позволяют сохранять результаты выполненных работ, сопоставлять достигнутые результаты с предшествующими, определять уровень достижения планируемых результатов, оценить динамику их развития, оценить проблемное поле в системе формируемых действий и умений (метапредметных или предметных). Любая из программ организует работу учителя с электронным журналом, позволяет оформлять оценочные листы для каждого ученика, составлять различные отчеты в табличном и графическом представлении
-
Настройка отчета сводная таблица результатов выполнения работы по классу; оценочные листы учащихся; гистограмма «результаты выполнения учащимися комплексных работ за 3-4 класс; диаграмма уровней выполнения работы классом
-
Оценка предметных результатов В «Перспективной начальной школе» для оценки предметных результатов разработаны сборники самостоятельных и контрольных работ Проверочные работы Диктанты Тексты для списывания Контрольная работа за 1 полугодие Выборочный диктант Контрольная работа Итоговая контрольная работа за год Электронное программное средство «Диктант»
-
Русский язык. Тетради для проверочных работ
-
Тетради для контрольных и проверочных работ (математика)
-
Тетради для проверочных работ в тестовой форме (окружающий мир)
-
-
Задания типа «Проверь, на какие буквы на твоих полках нет фамилий писателей? А у твоего соседа?»; «Тяни первый слог. Что у тебя получилось? Проверь: совпадает ли это с указанием зву- кового столбика?»; «Вернись к упражнению 26. Перечитай слова, выделенные жирным шрифтом. Какие два слова ты теперь суме- ешь записать правильно?»: с. 9, 29, 34, 36, 38, 47; 57, 58, 60, 61, 63, 64, 66, 69/69, 71, 74, 78, 79, 90/90, 92 (рефлексия). Задания типа: «А слово ДЕРЕВО будет стоять в О братном сло- варе раньше или позже слов САД и О БЕД? Проверь себя: найди в О братном словаре слово ДЕРЕВО»; «Посмотри, что получилось у Маши… У тебя получилось так же?»; «Не забудь проверить себя по словарю. Ты не сделал(а) ни одной ошибки?»; «В каких случаях ты сможешь проверить сомнительные написания? В каких случа- ях обратишься к помощи словаря “Пиши правильно”?» и т. д. Задания типа: «Выпиши из текста слова со знакомыми орфо- граммами. Перед ними запиши проверочные слова»; «Сколько разных видов орфограмм тебе встретилось? Присвой им поряд- ковые номера», «Проверь себя: открой словарь на букву Й»; «Най- ди название орфограммы, которая вызывает у тебя затруднение. Выполни одно из заданий на эту орфограмму»; «Найди в этих словах букву согласного, которая нуждается в проверке. Перед каждым из них напиши проверочные слова». Задания типа «Правда ли, что у данной группы существитель- ных...»; «А теперь проверь себя по словарю “Произноси правиль- но”»; «С кем ты соглашаешься: с Машей или с Мишей?», «В ка- ких случаях Миша ошибся и почему? Чего Миша не учел?»; «Таня рассуждала так:... Ты сможешь доказать, что Таня ошибается?»; «Вернись к вопросу, заданному Таней. Теперь ты сможешь на него ответить?»; «Проверь вывод, к которому пришёл Костя. Для это- го еще раз посмотри таблицу»; «Костя сказал, что Петя дважды ошибся. Ты понимаешь, что Костя имел в виду?» Самоконтроль
-
Оценка метапредметных результатов ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК 47 САМ нашел, выбрал и выписал САМ записал проверочные слова САМ сообразил, какая буква является парной САМ еще раз выписал и проверил САМ составил диктант, перемешав слова САМ продиктовал, а потом написал то, что ему продиктовали
-
Оценка динамики индивидуальных достижений обучающихся Необходима для решения следующих задач: получения информации об уровне (характере) освоения программы отдельными обучающимися; анализа результатов индивидуальных достижений и выявления причин неудач и успехов конкретного младшего школьника; принятия (при необходимости) системы мер педагогической поддержки конкретного обучающегося; реализации мотивационной и воспитательной функции оценки
-
Формы оценки динамики индивидуальных достижений Итоговые комплексные работы Входной контроль (стартовая работа) Творческие работы Презентации Безотметочноеобучение Дневники достижений (портфолио)
-
СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» Издательство «Академкнига/Учебник» 117342, г.Москва, ул.Бутлерова,17б Тел.: (499) 968-92-29 Факс: (499) 234-63-58 Наш сайт: www.akademkniga.ru www.pnh.eocom.ru Карпеева Ирина Вячеславовна E-mail:i.karpeeva@akademkniga.ru Моб. 8-916-638-39-36
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.