Содержание
-
Применение опорных листов и опорных сигналов в условиях коррекционной школы VIII – го вида
1
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII-го вида № 46«Центр Реабилитации и Милосердия» Калининского района
Презентацию подготовила Педагог - психолог Цветкова Юлия Сергеевна
2012
-
Автор методики опорных сигналов - Шаталов Виктор Фёдорович
2
-
Опорные сигналы. Методика создания.
- Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение.
- Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.
3
-
Опорный конспект
- Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.
- Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки. Красочные, многообразные, необычные, опорные сигналы притягивают, создают игровую, непринуждённую обстановку при обучении, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмысленность представлений об основных закономерностях и понятиях в их взаимосвязях.
4
-
Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы
- Лаконичность
- Структурность
- Наличие смысловых акцентов
- Автономность
- Ассоциативность и образность
- Доступность воспроизведения от руки
- Цветовая наглядность
5
-
1. Лаконичность
- Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти.
- Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.
- Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.
6
-
2. Структурность
- В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр.
- Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно следственные связи.
- Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала.
7
-
3. Наличие смысловых акцентов
Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.
8
-
4. Автономность
Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.
9
-
5. Ассоциативность и образность
- Должны возникать и запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнал и его элементы.
- Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.
10
-
6. Доступность воспроизведения от руки
- Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы.
- Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге, не высокохудожественной манере.
11
-
7. Цветовая наглядность
- Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти.
- Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.
- Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.
12
-
Этапы работы по созданию опорного сигнала
- Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
- Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.
- Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
13
-
Этапы работы по созданию опорного сигнала
- Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
- Объедините сигналы в блоки.
- Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.
- Выделите значимые элементы цветом.
14
-
Методические рекомендации по разработке опорных листов.
- В опорном листе обязательно должна быть указана тема;
- Опорные листы должны быть составлены с учетом уровня развития конкретного учащегося;
- Чем ниже уровень развития учащегося, тем больше количество опорных листов на каждом этапе выполнения задания;
- Рисунки и графические задания должны быть достаточно крупными (оптимальный размер шрифта – 16 или 18);
- Опорный лист не должен содержать больших фрагментов текста, иначе превращается в конспект;
- Рекомендуется использовать не более 2-х изображений предмета (фотографий) на одном опорном листе;
- В тексте не рекомендуется использовать более 2-3 цветов для выделения фрагмента (оптимальные: красный (!), синий, черный);
15
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.