Содержание
-
Адаптация обучающихся первых классов в условиях новых ФГОС
Учитель нач классов МБОУЧСОШ № 2 Лоскутова И В
-
« Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий , обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта»
-
Что такое адаптация первоклассника?
«Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaрtatio» - прилаживание, приспособление. Адаптация к школе – « перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению» ( Коломинский Я.Л.)
-
Задачи школы перед ребенком:
Успешно овладеть учебной деятельностью; Освоить школьные нормы поведения; Приобщиться к классному коллективу, приспособиться.
-
Виды адаптации(Дорожевец Т.В.)
Социальная Академическая Личностная Характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни Характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности Отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу
-
Академическая адаптация
Iэтап-ориентировочный .Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. II этап-неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. « Буря начинает затихать» IIIэтап-относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
-
Социальная(психологическая) адаптация
Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка. Что влечет за собой переоценку ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным. Развивающаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности и к заниженной самооценке.
-
Условия социальной адаптации:
меняется социальная позиция (Из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые обязанности) смена ведущей деятельности (с игровой на учебную) меняется социальное окружение(успешность адаптации зависит от отношения учителя, одноклассников, сверстников) Сдерживание двигательной активности
-
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения.За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, выполняют школьные обязанности.
-
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды.
-
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
-
Факторы школьной дезадаптации:
Школьный(отсутствие индив.подхода, своевременной помощи, неадекватность воспитательных мер) Семейный(неблагоприятная материально-бытовая и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или наоборот, гиперопёка) Микросоциальный (негативное влияние окружения)
-
Макросоциальный(деформация общественных и нравственных идеалов, пропаганда насилия и вседозволенности) Соматический(тяжелые хронические и физические заболевания) Психический(психические нарушения, патологическое протекание возрастных кризов , задержки психического развития)
-
Виды дезадаптации:
1. Хроническая неуспешность. В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться
-
С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. Причины, приводящие к неуспешности: Недостаточная подготовленность ребенка к школе Тревожность, сформированная в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. Завышенные ожидания родителей.
-
2. Уход от деятельности.Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых
-
3. Негативистская демонстративность.Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.
-
4. Вербализм.У таких детей высокий уровнь развития речи и задержка мышления. Родители прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.
-
5. «Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы. За этим может стоять все, что угодно.1) сниженная потребность познавательных мотивов; 2) мотивация избегания неудач, неуспеха 3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента.
-
МБОУ ЧСОШ № 2
« …развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и усвоения мира»
-
Организация режима школьной жизни первоклассника Организация внеурочной деятельности первоклассников Организация оздоровительно- профилактической работы Изучение социально-психологической адаптации детей в школе Организация учебно- познавательной деятельности в адаптационный период Деятельность методического объединения учителей МБОУ ЧСОШ № 2
-
Организация режима школьной жизни первоклассника
Ступенчатый режим занятий 45 мин 35-40 мин I I полугодие I полугодие Сентябрь-октябрь по 3 урока (35 мин) После 2 урока – динамическая пауза, преимущественно на свежем воздухе. Двигательный режим соблюдается и на уроках. Учителя проводят дых гимнастику, физминутки для снятия напряжения с мышц спины , конечностей, глазных мышц, на укрепление мелкой моторики.
-
Кабинет для психологической разгрузки
-
Оздоровительно-профилактическая работа
-
-
Задача первого года обучения –сделать так, чтобы родители стали единомышленниками учителей, способствовали творческому и личностному развитию своих детей.
-
-
Учебно-познавательная деятельность
Школа будущего первоклассника « Филиппок» Задачи: -ввести ребенка в новую систему отношений; -ввести будущих первоклассников в новые учебные предметы. В это время происходит освоение организационных навыков и умений для учебы в школе.
-
Стартовая психологическая и учебно-предметная диагностики. Мы изучаем: -психофизиологическую и интеллектуальную зрелость; -наличие учебных навыков у ребенка; -индивидуально-личночностные особенности ребенка; -состояние здоровья; -семью, стратегию родительского поведения.
-
Диагностика первоклассников
При помощи следующих тестов и программ: Диагностика : -тест Керна-Иерасика; -тестовая беседа Банкова; -программа компьютерной обработки тестов Алматея « Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников». Тесты : - «Домики» О.А.Орехова на основании теста А.Эткинса; - «Экран настроения».
-
Результаты диагностикиЭмоциональное состояние первоклассников
-
Отношение к школе
-
Адаптация к школе
-
Учебная деятельность
Игровая Учебная деятельность Коллективная групповая индивидуальная
-
Безотметочное обучение
Основная цель безотметочного обучения -сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Это обучение на содержательно-оценочной основе. Функции безотметочного обучения: Здоорвьесберегающая – опирается на технологию педагогической поддержки, основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания. Психологическая – связана с развитием адекватной самооценки, которая способствует успешной адаптации. Динамическая – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности.
-
1 КЛАСС: САМООЦЕНКА УЧЕНИКА ПРЕДШЕСТВУЕТ ОЦЕНКЕ УЧИТЕЛЯ Несовместимость этих двух оценок становится предметом обсуждения В нашей школе безотметочное обучение проводится только в 1-х классах, хотя приёмы самооценки применяются во всех классах начальной школы. Именно с первого класса важно научить ребёнка сравнивать себя с собой.
-
Волшебные линеечки
Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью особых условных шкал – «волшебных линеечек». После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если я согласна с мнением ученика, то я обвожу крестик в красный кружок. Если, не согласна, ставлю на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняю причины расхождения оценок.
-
Знаковая символика
Таким образом, учителю ещё и наглядно видно у кого какая самооценка формируется: адекватная, заниженная или завышенная. Результаты оценивания заносятся в специальные дневники, т. е ведётся мониторинг.
-
Рефлексивное обучение
Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
-
Рефлексии настроения и эмоционального состояния.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой, так и в конце деятельности.
-
Рефлексия деятельности
Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку: уверен в своих знаниях в основном уверен нужно ещё повторить нуждаюсь в помощи
-
Рефлексия содержания учебного материала
Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
-
Внеурочная деятельность (направления)
-
Внеурочная деятельностьКружок «Светофорик»
-
Внеурочная деятельностьКружок «Учимся быть читателями»
-
Внеурочная деятельностьКружок «Доноведение»
-
Социально-педагогическая адаптация
Для детей и родителей испытывающих трудности в обучении(усвоение материала, поведенческие проблемы) работает школьный психолого-медико-педагогический консилиум ПМПк. По запросу классного руководителя специалисты работают с ребенком и родителями для выявления причин этих трудностей и оказания своевременной помощи.
-
Источники использованных фонов: http://natalya-121258.ya.ru/replies.xml?item_no=1607 http://www.solnushki.ru/creative/clip0046 http://art8you.net/clipart/books/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.