Содержание
-
Адаптация первоклассников в школе
Черноярова Н.С.
-
Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.
-
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода.
-
Признаки успешной адаптации:
Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение. Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле. Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру, уверенно ориентируется в школьном здании, при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых. У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена. Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе. На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"
-
Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования.
-
Ведущие виды деятельности детей:
2,5 - 4 года - "Я сам" - игра с предметами (кубики, мячики). 5-6 лет - "Я - пилот" - ролевая игра. 6-7 лет – социальная роль - "Я - ученик, я - школьник" Ведущая психическая деятельность - учебная деятельность.
-
"адаптационная болезнь", "школьный шок", "школьный стресс".
В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела Трудности психологического характера: чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.
-
Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль – роль школьника и достигается целым рядом условий.
1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат 2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих 3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки
-
По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
-
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
-
Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.
-
Трудности, с которыми сталкиваются учителя и родители:
Хроническая неуспешность. В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам "Хорошим" считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно.
-
Хроническая неуспешность Страх родителей, боязнь школы Завышенные требования и ожидания родителей от детей Плохо учится – «плохой » Неуверенность, тревожность, неуспех
-
2. Уход от деятельности. ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. 3. Негативистская демонстративность. Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины.
-
4.Вербализм (болтливость). Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. 5. Психофизический инфантилизм. Отставание в психическом развитии, которое прослеживается в дошкольных формах поведения, демонстрирует интересы и потребности дошкольника.
-
Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе?
1. Не показывать ребенку свою озабоченностьего школьными успехами. 2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.
-
3. Подчеркивать, выделятьту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.
-
Родители должны терпеливо ждать успехов, т.к. на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания. Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимаютвообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему.
-
Ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен родителями искренне и без иронии.
-
" уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хорошийи больше, когда он хороший". Замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает «фокусов», надеясь привлечь внимания.
-
Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).
-
Строго выполнять режим дня:
1. Пробуждение (за 1 час до выхода в школу) 2. Выход в школу. 3. Возвращение из школы. 4. Отдых, дневной сон 5. Игры, помощь по дому 6. Спать (не позднее 21 часа) ночной сон первоклассников должен составлять не менее 9,5 часов, Игры на компьютере и просмотр телепередач не более 1 часа в день.
-
Желаем здоровья вам и вашим детям!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.