Содержание
-
Адаптационный период первоклассников
-
ФГОС НОО определяет здоровье школьников как один из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья учащихся становится приоритетным направлением работы образовательного учреждения. Адаптационный период первоклассника важен тем, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
-
В основе механизма усвоения знаний в школе лежат механизмы, отличные от дошкольного обучения. Это значит, что в дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычной для детей игровой деятельности. В процессе школьного обучения- главное формировать умение осознавать учебную задачу.
-
Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств:
- Личностно-мотивационное отношение к школе и учению: желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, то есть учиться.- Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.- Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения.
-
- Информационное отношение: обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.- Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.Следовательно, даже высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения.
-
Понятие адаптации включает три составляющие: физиологическую адаптацию, психологическуюадаптацию-- процесс приспособления личности к взаимодействию и общению с новым коллективом. социальную адаптацию – процесс и результат приспособления ребенка к жизни в обществе Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
-
Различают различные степени адаптированности первоклассников Первая группа детей (с высокой степенью адаптации), адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. К концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию. Это легкая форма адаптации.
-
Вторая группа детей со средней степенью, имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней степени адаптации.
-
Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении — ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению в школе. Это “группа риска”.
-
Для лучшей адаптации первоклассников к школе созданы следующие условия:
пятидневная учебная неделя ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки продолжительность урока составляет 35 минут форма проведения уроков чаще игровая физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока ежедневная 40-минутная динамическая пауза дополнительные каникулы в феврале продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели.
-
Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классе осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС
На каждого ученика должно быть заведено портфолио с разделами: социально-личностное развитие, учебно-познавательное развитие, физическое развитие и здоровье, духовно-нравственное развитие. В них учитель отражает опыт деятельности в рамках определенной темы, учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени для прогнозирования дальнейшей деятельности, отражает результаты деятельности учащихся.
-
Для формирование учебных действий и оценки у учащихся можно использовать следующие приемы - различные шкалы оценок (лучше,если дети составят их сами); - оценка -прогноз (смогу ли я выполнить то или иное задание); - вопрос (где и как я могу узнать нужную информацию).
-
- обоснованный отказ от выполнения заданий (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями. - обнаружение причин ошибок и способы их устранения (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
-
Возможны различные варианты самооценивания:
- ребенок оценивает себя до выполнения работы, а затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения; - ребенок оценивает себя до выполнения задания, а затем еще раз – после учительской проверки. Причем, замечено, что дети не скрывают своего незнания, неумения. Это позволяет им по-новому взглянуть на свои способности, на свое старание или отсутствие его, а прогностическая самооценка является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя. - в конце недели каждый ребенок может нарисовать «дерево настроения» или «цветок настроения», в котором отражается его эмоциональный и психологический настрой и комфорт на этой учебной неделе.
-
Предлагаемые способы оценивания позволяют:
ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. учителю: не только выявить определенный результат обучения, но и наглядно увидеть процесс формирования этого результата, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию.
-
Используемые источники
1.Постановление N 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. 2.М.М.Безруких “Трудности обучения в начальной школе“, М.,Эксмо,2009 г. 3.www.proshkolu.ru 4. festival.1september.ru 5.pptcloud.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.