Содержание
-
МОАУ СОШ № 1Активные методы обучения и развития младшего школьника.
Подготовила: учитель начальных классов Мазурова О. В.
-
активные методы обучения
Это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе обучения. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
-
Активные стратегии или методы кругового воздействия.
Характер взаимоотношений в течении урока изменяется, хотя учитель и остается центральной фигурой: ученик не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности; темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения; нет жесткой структуры урока, т.к. учитель готов действовать по ситуации; общение в системе ученик-учитель; наличие творческих заданий ; демократический стиль обучения.
-
подразделяются:
Методы начала урока; Методы выяснений целей, ожиданий, опасений; Методы презентации учебного материала; Методы организации самостоятельной работы; Методы релаксации; Методы подведения итогов.
-
Методы начала урока
Цель: настроить детей на продуктивную работу. «Мой цветок» «Поздоровайся локтями» «Летающие имена» «Улыбка» «Дерево дружбы»
-
Метод “Поздоровайся локтями”.
Цель: встреча друг с другом, приветствие, знакомство. Численность: – весь класс. Время: – 3–5 минут. Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее: Каждый “номер первый” складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; Каждый “номер второй” упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; Каждый “номер третий” нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
-
Метод «Поздоровайся локтями».
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только три минуты. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
-
«Дерево Дружбы»
Это дерево появилось на свет в тот момент, когда один человек улыбнулся другому. Эта улыбка пустила свои корни глубоко в землю, и на поверхности появились три ростка: доброта, взаимовыручка и искренность. Эти ростки срослись в одно целое, и появилось Дерево Дружбы.
-
Наше дерево дружбы живет, и будет жить вечно. И каждый раз дерево улыбается, если люди дружат. И сегодняшний наш урок пройдет под девизом о дружбе и взаимовыручке: “Один за всех и все за одного”. За активную работу на уроке, за хорошие ответы вы будете получать листочки, а в конце урока посмотрим, сможет ли наше дерево улыбнуться нам и порадоваться нашим знаниям.
-
Методы выяснения целей, ожиданий и опасений.
Цель: выяснение ожиданий и опасений, постановка целей обучения. «Фруктовый сад» «Разноцветные листы» «Список покупок» «Поляна Снежинок» «Солнышко и тучка» Предлагаем детям самим решить чего они ждут от урока, каких целей хотят достигнуть. Предлагаем взять маленькие листочки и записать свои «желания». А в конце урока, вернувшись к этим записочкам , вы поможете детям сделать выводы с применением метода подведения итогов.
-
Метод «Солнышко и туча».
Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучки для каждого ученика. Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, неуверенные – тучу. Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников. По количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
-
МЕТОД «ФРУКТОВЫЙ САД»
ОЖИДАНИЯ ОПАСЕНИЯ
-
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги яблоки и лимоны. На яблоках записывают свои ожидания от урока, а опасения на лимонах.
-
Методы презентации учебного материала.
Цель: предоставление нового материала. Вот здесь – то и требуется проявление творчества учителя. Чем ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема. Вместо привычного устного рассказа учителя можно использовать следующий метод представления нового материала. «Белые пятна» или «Инфо- угадай-ка» «Кластер» Составление «Синквейна»
-
метод «ИНФО - УГАДАЙ-КА»
На доске или в презентации таблица. В центре указано название темы(весна).Остальное пространство листа разделено на сектора, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора № 1, учитель вписывает название раздела темы, о котором он сейчас будет говорить(изменения в неживой природе). Обучающимся предлагается обдумать, о чём далее пойдет речь в сообщении. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела. Они вносятся в таблицу по ходу сообщения (солнце светит ярче, теплеет, тает снег и лед и др.). Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во сектор № 2 название второго раздела темы (изменения в живой природе), и так далее. Таким образом "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
-
ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение. Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
-
имя существительное имя прилагательное имя прилагательное глагол глагол глагол
-
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
ЕХАЛ СРАЖАЛСЯ ПОБЕДИЛ ГЕРОЙ ХРАБРЫЙ МОГУЧИЙ ВСЕМ ЛЮДЯМ ДАРИЛ РАДОСТЬ
-
Методы релаксации
Если обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, следует сделать паузу и прибегнуть к методам отвлечения внимания. «Тряпичная кукла и солдат». Проведение: исходное положение – стоя. Учитель: « Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева.» Другие активные методы: «Постройся по росту», «Пантомима», «Муха».
-
Методы организации самостоятельной работы
Цель: закрепление пройденного материала. Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнее прошел урок. «Картина» «Ключ» «Лото» «Домино» «Парный выход» «Карусель» «Магазин» «Да и нет»
-
«Парный выход».
Используется на уроке русского языка. Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий. Проведение: учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием. Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.
-
Игра – ассоциация « Словесная цепочка»
Детям в группах даётся слово и они должны продолжить словесный ряд, используя слова по ассоциации. Учитель спрашивает: “Что ты представляешь себе, когда слышишь это слово?” Например, “ сказка”, следующий ребёнок называет “герои”, “волшебство”… Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.
-
Игра «Карусель».
Командирам групп необходимо рассчитать всех членов своей команды на 1,2, тем самым, образуется пара. Первые номера встают в круг спиной в центр, вторые номера - к ним лицом. Первые номера задают вопросы по таблице умножения, а вторые номера - отвечают. По сигналу колокольчика внешний круг сдвигается на 1 человека по часовой стрелке.
-
Игра «Да» - «Нет»
В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» – «Нет». Вопрос читается учителем один раз, переспрашивать нельзя. За время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Её с успехом можно применять на разных уроках. Метод «Контролёр» Его хорошо применять на уроках чтения. Он активизирует внимание всех учеников на читаемом тексте. Суть в следующем: один ученик читает вслух, остальные – контролеры, у них в руках перевернутые карандаши. Как только читающий делает ошибку, контролеры должны стукнуть по парте карандашом один раз. А читающий должен сразу исправить свою ошибку.
-
Методы подведения итогов.
Цель: подвести итог урока. Выяснить, что дети усвоили хорошо и на что обратить вниманиена следующем уроке. Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы: «Дерево дружбы» «Солнышко и тучка» «Ромашка» «Корреспондент» «Итоговый круг» Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока или мероприятия, записанные на обратной стороне.
-
«Солнышко и туча» (в конце урока).
Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися. Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи на магнитах для каждого ученика. Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны. Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.
-
«Дерево Дружбы»(в конце урока)
- Кто получил листочки, прикрепите их к нашему Дереву Дружбы, чтобы оно радовало нас. Ведь благодаря дружбе и взаимовыручке мы сегодня вместе дружно выучили новое правило. (Дети прикрепляют листики к дереву.) Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.
-
Метод исследований и проектов
К активным методам обучения и развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания относятся безусловно и методы исследовательской и проектной деятельности. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность. Конечно, этот возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности. В первом классе это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, технологии и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты
-
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.