Содержание
-
Подготовила:педагог-психолог МБДОУ д/с «Ладушки»КюлаИвита Евгеньевна
«Cоциометрическое исследование и особенности поведения детей в старшей группе ДОУ»
-
Уже в средней группе детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу. В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства своих товарищей, а другие – менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.
-
Социометрия позволяет получить данные о том, как члены коллектива относятся друг к другу на основе взаимных симпатий и антипатий. Целями применения социометрической процедуры являются:1. Измерение степени сплоченности разобщенности в группе; 2. Выявление “социометрических позиций”, то есть обозначения того, какое иерархическое место в группе занимают участники исследования; 3. Обнаружение внутригрупповых “союзов”.
-
В работе с детьми используются различные варианты и модификации социометрического исследования. Наиболее распространенным является «Два домика».
-
В начале исследования педагог-психолог показывает ребенку обе картинки и говорит: “Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в черном домике – игрушек нет. Скажи, с кем из ребят твоей группы ты хотел бы оказаться в красном домике? Кого бы ты поселил в черный дом?”.Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту.
-
Выделяют следующие типы социометрического статуса: 1. “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.2. “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”). 3. “Пренебрегаемые” – дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.4. “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).5. “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.
-
В социограмме мальчики отмечаются треугольниками, а девочки – кругами. В соответствии с занимаемым статусом в группу детей распределяют по следующим областям социограммы:• центральный круг занимают “популярные”, “звезды”;• первый круг – “предпочитаемые”;• второй круг – “пренебрегаемые”;• третий круг – “изолированные” и “отвергаемые”.В нашем примере социограммы нет третьего круга, так как в ходе исследования не были обнаружены “изолированные” и “отвергаемые” дети .
-
-
1. Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. 2. Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. К примеру, ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).
-
При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы: Коэфф. сплоченности (к.с.) =60%Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.
-
Помогайте! ребенку определить сферу его интересов. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, ребенок приобретает уверенность, а это основа лидерства. Подскажите!ребенку один из секретов лидера – быть приветливым. Учите поддерживать хорошие отношения не только с тем, с кем дружит, но и с другими детьми. Если ребенок встречается с препятствием, не спешите бросаться на помощь и делать что-то за него. Развивайте умение искать варианты и возможности для действия – это отличительная черта лидера.
-
Таким образом, социометрическое исследование помогает воспитателю увидеть скрытую от непосредственного наблюдения картину межличностных взаимоотношений в группе, определить для себя круг детей, оставшихся со стороны сверстников без должного внимания и уважения, и которым необходима поддержка и помощь в психологической адаптации к детскому саду.
-
Результаты социометрического исследования не должны разглашаться детям и родителям. Эта мера вызвана предупреждением конфликтности и эмоциональной напряженности в группе, которые могут возникнуть в случае огласки результатов социометрии. Педагог-психолог вправе предоставить информацию о характере межличностных отношений в группе только воспитателю детей, с которыми проводилось исследование.
-
Подготовила:логопед МБДОУ д/с «Ладушки»КюлаИвита Евгеньевна
«Результаты работы логопеда с детьми старшей группы»
-
На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи, на логопедический пункт зачислены 35 детей: 12 – воспитанники подготовительной группы и 23– дети старшей группы, имеющих несовершенства звукопроизношения.
-
По результатам логопедического обследования были сформированы 5 подгрупп от 3 до 4 человек в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей.
-
-
Занятия проводились 2-3 раза в неделю с каждой подгруппой. Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.)
-
Итоговая диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей старшей группы:
-
Количество детей, зачисленных на логопункт23 ребенка со старшей группы: Количество детей старшей группы с нормальной речью 8 чел: Гончарова Ю., Шилович М., Дьяченко Д., Ефимович П., Потапова В. Тогошиева А., Иванова М. Малько Д. с улучшенной речью(звуки есть, требуют контроля со стороны взрослого, логопеда)– 12 чел. Дети оставленные для продолжения коррекционной работы – 3 чел.
-
Сравнительный анализ
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.