Содержание
-
Детское экспериментирование как элементарная поисковая деятельность детей
-
Для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
-
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и т.п.
-
Экспериментирование Познавательная форма Продуктивная форма -фронтальные занятия -наблюдения в природе -рассматривание альбомов и фотографий -чтение познавательной литературы -тематические и ситуативные беседы -целевые прогулки -экскурсии -совместная деятельность воспитателя с ребенком -самостоятельная деятельность детей -трудовая деятельность -опыты -игры эксперименты -развлечения -КВН
-
Насыщение развивающей среды:
На соответствующих возрастных этапах развивающая предметная среда должна создавать условия для формирования ведущих видов деятельности и одновременно учитывать особенности других видов. Предметная среда должна соответствовать возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития. Предметная среда должна включать не только уже известные ребенку объекты, но и те, которые побуждают его к последующей деятельности. Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применить свои знания (как «ясные», так и «неясные»), поскольку только в этом случае знания будут им присвоены, осмыслены и обогащены.
-
Требования к содержанию и оформлению развивающей среды:
Многофункциональность, Рациональность, Системность, Обновляемость, Вариативность, Именной характерматериала.
-
Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов:
Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу. С целью большей наглядности следует брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный. Обязательное руководство опытом: вопросы, предполагающие формирование у ребенка целостного представления об объекте или явлении, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз. При проведении опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектам.
-
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие любознательности, познавательной и творческой активности, каждой личности. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У дошкольников этот переход осуществляется через организацию различных форм экспериментальной, исследовательской деятельности.
-
Литература:
1. Косолапова Н.Г. ,Формирование поисково-исследовательского поведения у дошкольников в процессе создания проектов, Иркутск, Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2008. 2. Марудова Е.В., Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование, Санкт-Петербург, ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников, Методические рекомендации, по ред. Л.Н. Прохорова, 3-изд., испр. ,Москва, АРКТИ, 2005.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.