Содержание
-
Дисграфия и дизорфография у младших школьников
Подготовила: Ермилова З.И. Учитель-дефектолог
-
Дисграфия
Это специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью некоторых психических функций и проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках на письме.
-
Виды дисграфии
-
Артикуляторно-акустическаядисграфия
Причины: Проявления: Нарушенное звукопроизношение Замены и пропуски букв (аналогичны заменяемым и пропускаемым в устной речи)
-
Акустическая дисграфия
Причины: - Недоразвитие фонетико – фонематического анализа. - Недостаточность звуко – буквенного анализа. Проявление: - Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (свистящих -шипящих, звонких и глухих, соноровр- л). - Неправильное обозначение мягкости.
-
Примеры:
"писмо", "лубит", "больит"
-
Преодоление:
Устранение дефектов звукопроизношения. Совершенствование фонематической дифференциации звуков, усвоение их правильного буквенного обозначения на письме . Корректурные пробы.
-
Дисграфия, обусловленная несформированностью навыков языкового анализа и синтеза
Причины: - Нарушение различных форм звукового анализа и синтеза: трудности деления предложения на слова, выполнения слогового или фонематического анализа и синтеза слов. - Неустойчивость произвольного внимания . Проявления: - Нарушение границ предложения. - Слитное написание предлогов с другими словами. - Слитное написание слов. - Раздельное написание частей слова. - Перестановки, пропуски и добавление слогов.
-
Примеры
санки - снки, кричат – кичат весна - весена, школа - шекола, ноябрь - ноябарь, дружно - дружено, Александр – Александар
-
Преодоление:
1. Звуковойанализ и синтез: «Назови все звуки в слове», «Назови первые звуки слов» и т.д. 2. Слоговойанализ и синтез: «Словестные цепочки (собака – капуста – стакан)», «Деление слов на слоги», «Составление слов из слогов» и т.д. 3. Анализ и синтез на уровне предложений: « Составление предложений из слов»
-
Оптическая дисграфия
Причины: - Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений. - Недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза. - Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательными образами буквы. - Неумение поэлементно воспроизводить образец. Проявления: - «Зеркальное» написание букв. - Замены и искажения графического и моторного образа буквы. - Стереотипные добавления одной и той же буквы, элемента буквы, слога, слова.
-
Примеры:
-
Преодоление:
Заучивание стихов о буквах Создание букв из различных материалов Угадывание букв, начертанных в воздухе или на частях тела Обсуждение схемы написания буквы Развитие произвольного внимания
-
-
Аграмматическая дисграфия
Причины: - Недоразвитие грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. - Билингвизм (двуязычие) Проявления: - Неверное употребление числа имен существительных. - Ошибки согласования имен существительных с прилагательными в роде, падеже, числе. - Трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.
-
Примеры:
козлята – козлёнки много деревов над столом – на столом около него – около ним дети бежит
-
Преодоление:
- Отработка навыков правильного образования форм слов, согласования слов. - Составление предложений из слов в начальной форме. - Расширение словарного запаса.
-
Смешанная форма дисграфии
- Несформированность сразу нескольких операций письма. - Ошибки множественны, разнообразны.
-
Примеры:
-
Дизорфография.
Нарушение письма, проявляющееся в трудностях формирования орфографических и синтаксических навыков.
-
Дизорфография Морфологическая Синтаксическая Смешанная
-
Пример
-
Этапы работы I этап. Материализация орфографических и синтаксических действий. II этап. Закрепление орфографических и синтаксических знаний. III этап. Комментирование орфографических и синтаксических действий. IV этап. Интериоризация полученных знаний.
-
1. Разбить задание на части. 2. Не переписывать задания множество раз. 3. Больше похвалы, меньше порицаний.
-
Обратите внимание:
Ваш ребенок левша или переученный правша. Ваш ребенок посещал логопедическую группу. В семье говорят на двух или более языках. Рано пошел в школу. Проблемы с памятью, вниманием Заменяет буквы при письме. Ребенок допускает ошибки, вызванные нарушенным произношением. Ребенок пропускает буквы, слоги, не дописывает слова, добавляет лишние буквы и слоги.
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.