Содержание
-
МБДОУ «Детский сад «Рябинушка»
Педагогический совет на тему: «Реализация регионального содержания ООП ДО по всем направлениям» с. Красные Четаи, 2017 г.
-
Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно – патриотических чувств. ФГОС ДО рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств является накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. Поэтому на нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею. И, прежде всего, необходимо детям дать понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего села и республики, интересуется, чем они живутсейчас и хочет стать частью происходящих в нем событий, он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
-
В педагогической науке понятие Региональный компонент в образованииопределяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса Назначение регионального компонента —защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.
-
Требования ФГОС
2.8. Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы. 2.9. Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.
-
Требования ФГОС
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, формируется участниками образовательных отношений самостоятельно, с учётом (при необходимости) парциальных образовательных и иных программ. Данная часть Программы может быть ориентирована на: - специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; - выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива.
-
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
-
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1.Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ. 2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам. 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе малой родины, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном. 4. Взаимодействие с родителями. 5.Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов); 6.Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
-
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
использование программ и технологий по краеведению; комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка; создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы; учет специфики организации и построения педагогического процесса; использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
-
Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий:
Создание культурно-развивающей среды в ДОУ Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
-
Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона
-
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (МАУ ДО «ДЮСШ-ФСК «ХАСТАР», БУК «Краеведческий народный музей "Человек и природа" имени В.Толстова - Атнарского, МБУК "Централизованная библиотечная система», районная газета «Пирĕнпурнăç», Храм Честнаго и Животворящего Креста Господня и т.п.) previous
-
Интеграция регионального компонента
Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День чувашского языка и др. previous
-
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.
-
Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
previous
-
Просмотры спектаклей, участие в фольклорных и обрядовых праздниках («Осенние посиделки», «Святки», «Рождество», «Пасхальное воскресенье» и др.) позволяют формировать у ребят знания о родном селе, о творческих людях и коллективах
previous
-
Формировать у ребенка культуру поведения, тягу к здоровому образу жизни, любовь к чтению, уважение к традициям родного народа необходимо начинать с первых лет жизни.
Чувашское книжное издательство начало выпуск книг, которые станут незаменимыми помощниками в решении задач, которые ставят перед собой педагоги и воспитатели.
-
Программа этнохудожественного развития детей 2 - 4 лет «Узоры чувашской земли»: примерная парциальная образовательная программа (автор Л.Г. Васильева). Программа разработана на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она отличается регионализацией дошкольного этно-художественного образования. Основой содержания является формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к орнаментальному искусству народов, проживающих в Чувашской Республике. Реализуется во 2 группе раннего возраста и младшей группе периодичностью 1 раз в месяц в рамках НОД «Художественно-эстетическое развитие».
-
Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции чувашского края» Соловей Л.Б. В программе представлена модель реализации регионального этнокультурного компонента, являющегося частью образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений; направлена на психолого-педагогическую поддержку социализации и индивидуализации, развития личности ребенка. Реализуется начиная со средней группы – 1 раз в месяц в рамках НОД «Познавательное развитие».
-
Программа по приобщению дошкольников к национальной детский литературе «Рассказы солнечного края» Николаевой Е.И. В ней определены задачи литературного образования детей 3–7 лет на основе знакомства дошкольников с чувашским, мордовским и татарским фольклором, прозой и поэзией народов, компактно проживающих на территории Чувашской Республики в переводе на русский язык. Программа раскрывает целевой, содержательный и организационный разделы образовательных областей «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в части, формируемой участниками образовательных отношений с учетом национально-культурных условий Чувашской Республики. Реализуется начиная со средней группы – 1 раз в месяц в рамках НОД «Речевое развитие».
-
Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья» Махаловой И.В Программа задает этнокультурное содержание образовательной области «Физическое развитие» с учетом национально-культурных условий Чувашской Республики. В ней представлены задачи и содержание образовательной работы, планирование образовательного процесса, аспекты организации развивающей предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия с семьей, планируемые результаты освоения программы. Приложение содержит примерный перечень народных подвижных игр, состязаний, танцев и произведений устного народного творчества (легенды и сказки) чувашского, русского, татарского и мордовского народов для использования в работе с детьми, а также примерный перечень необходимых материалов и оборудования для реализации программы. Программа реализуется в подготовительной к школе группе, проведение образовательной ситуации планируется 1 раз в месяц.
-
Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы» Мурашкиной Т.В. Программа позволяет решить задачи экологического образования, учитывающие и раскрывающие национально-культурные, демографические, климатические и др. условия, в которых осуществляется образовательный процесс в дошкольных образовательных организациях, на народных традициях Чувашского края, потому и названа автором - «Загадки родной природы». Образных циклы: «Народное погодоведение»; «В гармонии с природой чувств»; «Краски природы – народные коды»; «Матушка природа - речетворчество народа. Данная программа реализуется в старшей группе, проведение образовательной ситуации планируется 1 раз в месяц.
-
«Этнохудожественное развитие детей 2-3 лет» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
-
Приобщение детей к народному искусству родного края
-
Программно-методическое обеспечение регионального компонента:
Программа образования ребенка-дошкольника Кузнецовой Л.В., 2006г. ; Программа воспитания ребенка-дошкольника Драгуновой О. В. − Чебоксары: 1995. Программа художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства под ред. Л.Г. Васильевой, 1994 г. Методические пособия: Перспективное планирование занятий по обучению детей чувашскому языку. «Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья». З. А. Богатеева, Чебоксары, 2003г. подходы к обновлению содержания дошкольного образования в ЧР сост. Р. Б. Кузьмина, М. А. Капустина – Чебоксары: «Клио» 1998г. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа Махалова И. В., Николаева В. И, - Чебоксары, 2003г. Учебно-методическое пособие Махалова, И. В., Николаева, Е. И. «Солнышко сияет, играть нас приглашает: Фольклорные физкультурные занятия и праздники в детском саду».
-
Чувашская Республика – региональное образование со сложившимися природно-климатическими, экономическими, социокультурными, историческими, языковыми и национальными особенностями. Региональный компонент, содержание общего образования, призваны отражать региональное образовательное пространство Чувашской Республики. Он дает образовательным учреждениям возможность определять содержание компонента детского сада и тем самым выражать их специфику и направленность. Региональный компонент – часть государственного стандарта общего образования, обязательный для всех образовательных учреждений Чувашии.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.