Содержание
-
Учитель - сурдопедагог высшей категории Захарова Наталия Викторовна Образование - ЛГПИ им А И Герцена Стаж работы – 26 лет МКС(К)ОУ школа-интернат №65 для слабослышащих и позднооглохших детей г.Нижнего Новгорода «Формирование диалогической речи на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП, как одно из направлений социальной адаптации слабослышащих учащихся»
-
Цели и задачи Цель: создать систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у слабослышащих учащихся 3-5 классов. Задачи: Выявить специфику и трудности овладения слабослышащими школьниками диалогической речью. Подобрать речевой материал и определить примерный круг тем, направленных на социализацию учащихся. Предложить разнообразные способы обучения ведению диалогов разных типов и интересные формы проведения занятий по РСВ и ФП. Провести мониторинг и показать уровень результативности данной системы работы идоказать необходимость специальной коррекционной работы по формированию диалогической речи учащихся с нарушениями слуха
-
Актуальность
-
Гипотеза Использование текстов-диалогов на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП с обучающимися слабослышащими школьниками должно позволить: создать условия для успешного формирования навыков устной коммуникации; повысить качество устной речи (ее восприятие и воспроизведение); оказать положительное влияние на процесс социализации
-
Основные трудности при овладении диалогом слабослышащими детьми. Слабослышащие дети занимают пассивную позицию в диалоге Предпочитают больше отвечать, нежели спрашивать, не инициируют диалог В речи, в основном, преобладают короткие односложные предложения В ответах часто ограничиваются одним словом Не умеют слушать и с трудом понимают обращенную речь Не умеют последовательно и точно излагать свои мысли Редко пользуются формами речевого этикета ограниченный словарный запас учащихся; неправильное фонетическое оформление высказывания; отсутствие умения правильно строить предложения; нарушение грамматического строя речи; неадекватное употребление слов его значению; нарушение связи слов в предложении.
-
Теоретические основы Подчеркивается необходимость обучения диалогической речи слабослышащих детей, определяются пути и средства обучения детей ведению диалога. Подчеркивается важная роль диалогической речи и коммуникативной компетенции слабослышащих детей в процессе их социализации. «Непосредственное общение, особенно на самых первых шагах его становления, характеризуется использованием диалогической речи» С.А. Зыков
-
Приемы работы над диалогом
составление диалога из рассыпного текста; составление диалога по картинкам и иллюстрациям; продолжение диалога по его началу; вставка в диалог пропущенных реплик (из числа предложенных); разучивание диалога при формировании произношения; ведение диалога по заданию учителя на различные темы в связи с событиями личной и общественной жизни и с изучаемым программным материалом; составление диалога по ситуации (естественной, наглядной, воображаемой); смена позиций беседующих (например, диалог ведут «мама» и «дочка», затем они меняются ролями); трансформация диалога по различным заданиям (изменение времени или места действия); самостоятельное составление диалога на заданную тему; разыгрывание по ролям; инсценировка.
-
Темы диалогов Моя семья Каникулы Здоровый образ жизни Планы на будущее Компьютер в моей жизни Погода Знаменитые люди Мои друзья Любимый питомец Звонки в экстренные службы Разговор в магазине Прием гостей Модель формирования диалога Первый этап - подготовительный: выбор участников диалога, определение вида диалога. Второй этап – выбор темы, определение содержания; готовность, желание, эмоциональный настрой собеседников. Третий этап – словарная подготовка. Четвертый этап – совершенствование речевого материала и непосредственно структуры диалога.
-
составление диалога по картинкам и иллюстрациям
Девочка, что случилось? Я гуляла, бегала и упала, ободрала коленку. Где ты живешь? Мой дом далеко, а нога болит, течет кровь! Садись на велосипед, я тебя подвезу! Спасибо!
-
Ведение диалога в связи с событиями личной жизни
- Привет - Как дела? - У меня всё хорошо. А у тебя? - У меня тоже всё хорошо. - Как ты провёл зимние каникулы? Хорошо! Мы с родителями ездили в Крым к бабушке и дедушке. А ты чем занимался на каникулах? Я был дома. Смотрел телевизор, делал уроки, гулял. Как ты встретил Новый год? - Очень весело. Мы ходили в гости. А ты? Тоже весело. К нам приходили гости, мы жарили шашлык на улице. - Что тебе подарили? - Мне подарили телефон. А тебе? - Мне подарили деньги. Хочу купить планшет. - Здорово. Я люблю Новый год. - Я тоже люблю. Ну, пока! - До встречи
-
Ведение диалога по плану
Звонок в поликлинику
-
Уровень слухового восприятия контрольного речевого материала
30 фраз = 100% Для диагностики используются методика И.Г.Багровой и методика Л.П.Назаровой
-
Уровень внятности произношения
Диагностическая методика Э.И.Леонгард (чтение 50 фонетически сбалансированных слов)
-
Выводы
Разработана и апробирована система формирования диалогической речи слабослышащих учащихся 3-5 классов на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП. В рамках этой системы: уточнено содержание работы над диалогической речью; внесены темы, отражающие интересы и реальные ситуации общения слабослышащих детей; использованы приемы, мотивирующие общение детей; предложены разнообразные способы обучения ведению диалога через проекты занятий по РСВ и ФП Перспективы дальнейшей деятельности Сформулировать и представить методические рекомендации для воспитателей по формированию навыков ведения диалога у слабослышащих учащихся во внеклассной работе.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.