Содержание
-
Формирование и развитие устной речи глухих детей в учебно-воспитательном процессе
-
Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания.
-Обучить глухого устной речи – значит, прежде всего, вооружить его средством повседневного контакта с окружающими. - Вместе с тем хорошее, прочное усвоение устной речи позволяет глухому опираться на неё в процессе мышления.
-
Что такое устная речь?Устная речьпредставляет собой поток разнообразных звуков, время от времени прерываемый паузами.
Структурными единицами устной речи являются: фразы(предложения) синтагмы (части фраз) слова, морфемы (знаменательные части слов) фонемы(звуки речи).
-
Фонетическую систему языка составляют
фонемы словесное ударение интонация
-
Специальная дидактика разработала специфические принципы обучения глухих детей. Они находятся в тесном взаимодействии и представляют собой систему руководящих положений, которые определяют процесс обучения глухих учащихся.
-
1.Принципусвоения основ наук в единстве с усвоением родного языка2.Принципинтенсификации развития слухового восприятия в единстве с развитием произносительной стороны устной речи3.Принципактивизации речевого общения4.Принципдеятельностного подхода5.Принциппропедевтики и концентричности6.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода
-
Задачи обучения устной речи: Сформировать у глухого ребенка:
запас речевого материала, необходимый для общения; навыки восприятия устной речи; навыки произношения; умение пользоваться произносительными навыками в общении с окружающими; умение использовать устную речь как базу владения языком, речевого мышления.
-
Задача обучения произношению
Формирование и развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию для осуществления устной коммуникации с окружающими, для того, чтобы устная речь надежнее выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления.
-
Методы обучения глухих устной речи
Образовательно-коррекционная работа с глухими детьми проходит в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды, предполагающей развитие у детей активного речевого поведения, которое проявляется в желании и умении вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.
-
Принятый в школах глухих метод обучения произношению является аналитико-синтетическим.
Особенность аналитико-синтетического метода состоит в его концентрическом характере.
-
17 основных звуков, которые составляют сокращённую систему фонем. К основным звукам относятся гласныеа, о, у, э, и, а также согласныеп, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л, р.
Звуки, не входящие в число основных, могут временно заменяться в словах соответственными основными звуками.
-
Основные и заменяемые звуки
-
С точки зрения использования различных анализаторов современный метод обучения глухих детей произношению определяется как мультисенсорный, или полисенсорный.
-
Методические принципы развития и формирования произношения:
принцип выработки слухового самоконтроля принцип коррекции произношения принцип связи развития слухового восприятия с произношением
-
Содержание обучения глухих детей устной речи
Программа обучения произношению складывается из следующих разделов: Речевое дыхание Голос Звуки и их сочетания Работа над словом Работа над фразой
-
Пути формирования устной речи у глухих. Формы организации работы над произношением
Формирование произносительных навыков учащихся в условиях слухоречевой среды осуществляется при использовании информального и специального путей обучения.
-
Информальный путь
реализуется в ходе всех уроков и занятий, во внеурочное время (при постоянном применении электроакустической аппаратуры): учащиеся на основе подражания образцу правильной, естественной речи учителя и воспитателя имеют возможность овладеть элементами ритмико-интонационной структуры речи, закреплять правильное воспроизведение её звукового состава.
-
Специальный путь
формирования произносительной стороны речи используется на индивидуальных занятиях, музыкально-ритмических занятиях, в слуховом кабинете, при проведении фонетических и речевых зарядок на уроках и внеклассных занятиях. Их содержание определяется задачами формирования произносительных навыков. На всех уроках и занятиях обеспечивается максимальная реализация произносительных возможностей учащихся.
-
Индивидуальные занятия по РСВ и ФП
Индивидуальные занятия позволяют максимально обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая состояние его слуха, способности к овладению звуковой речью и т.п. Главная цель этих занятий – первичное формирование, автоматизация и коррекция произносительных навыков.
-
Общеобразовательные уроки и внеклассные занятия
работа над произношением должна вестись на каждом уроке, на каждом внеклассном занятии каждый учитель и воспитатель обязан следить за произношением детей и исправлять ошибки в произношении
-
Фонетическая ритмика
Это методический приём обучения произношению, базирующийся на взаимодействии речедвижений, различных движений тела и развивающегося слухового восприятия. Использование фонетической ритмики содействует развитию речевого дыхания и связанной с ним слитности речи, нормального голоса с естественными модуляциями по силе и высоте, овладению детьми звуковым составом речи, её ритмико-интонационной структурой, правильным воспроизведением слов и фраз.
-
Речевая зарядка
Основной задачей речевых зарядок является закрепление в устной речи обучающихся ранее усвоенных произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада. Также важно и закрепление вновь приобретенных навыков.
-
Материалом фонетических и речевых зарядок служат слова, слоги, словосочетания, фразы, тексты (стихи, чистоговорки, считалки, загадки, пословицы). Допускаемые во время проведения зарядки ошибки в произношении должны быть исправлены педагогом обязательно.
-
Виды речевой деятельности
Важно, чтобы на уроках и занятиях практиковались различные виды речевой деятельности. От менее самостоятельных, сравнительно лёгких видов речевой деятельности следует переходить к более самостоятельным и потому более трудным.
-
Переход от менее к более самостоятельным видам речевой деятельности можно представить следующим образом:
Чтение вслух слогов, слов, предложений; Чтение слов с пропущенными буквами; Составление предложений с пропущенными словами, заменёнными рисунками; Воспроизведение по памяти хорошо знакомых рядов (счёт, названия дней недели, месяцев, времён года); Составление предложений по картинкам; Ответы на вопросы учителя; Название картинок и предметов; Разучивание стихов, скороговорок; Отгадывание загадок.
-
10. Описание и сравнение предметов по плану и по опорным словам; 11. Работа с деформированным текстом; 12. Составление начала или продолжения рассказа по теме; 13. Составление рассказа по картине или по серии картинок (по плану, по опорным словам); 14. Описание событий из жизни (по плану, по опорным словам)
-
Только применение разных методических приёмов на уроках и занятиях делает работу над произносительной стороной речи глухих учащихся эффективной к наиболее отвечающей задаче обучения произношению неслышащих школьников – формированию у них внятной, членораздельной речи, на её приближение к естественному звучанию живой, выразительной речи нормально слышащих людей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.