Содержание
-
Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста
-
Основная задача гендерного воспитания прописана в образовательной области «Социализация»
Формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий.
-
Словарь терминов
Гендер — психосоциальные и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом. Пол — биологическая принадлежность, комплекс поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика или девочку. Гендерное воспитание — совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям в проблемах социализации и становления личности, с учётом их пола (полоролевое воспитание).
-
Компоненты гендерного воспитания
Когнитивный — гендерное самосознание: «Я знаю, что я девочка/мальчик». Эмоциональный — гендерная идентичность (переживания): «Я чувствую себя девочкой/мальчиком». Поведенческие роли — гендерные роли и особенности поведения (поступки): «Я веду себя как девочка/мальчик» Дифференцированные представления: «Мы – разные»
-
Гендерные типы
Маскулинность - предпочтение инструментальных стилей деятельности, большая энергия, агрессивность, способность к усилию. Феминность- как тяготение к экспрессивным стилям деятельности, тонкость чувств, восприятие нюансов, способность к активности, не требующей чрезмерных усилий. Андрогинность - как одновременная выраженность маскулинных и феминных черт.
-
Характерные черты гендерных типов
Маскулинные дети: ценят авторитет силы и независимость; ориентированы на высокие индивидуальные достижения; нуждаются в общении со значимым мужчиной; не терпят возражений, отстаивают свое мнение любыми способами; предпочитают занимать позиции лидера; преимущественно имеют авторитарный характер.
-
Феминные дети: ведомые, а не лидеры; осторожны, не проявляют инициативы и самостоятельности; сознательно ограничивают свое «исследовательское пространство» (особенно мальчики); нуждаются в поддержке, мотивировать в них веру в свои силы и возможности; избегают контактов с маскулинными детьми; проявляют трудности в общении , особенно мальчики.
-
Андрогинные дети: реально понимают и осознают ситуации, самостоятельно преодолевают трудности; проявляют высокую социальную активность, контактность с детьми и взрослыми любого пола, чаще всего хорошие организаторы; обладают качествами конструктивного характера (защита, помощь); в большей мере настойчивы, самостоятельны, имеют высокий уровень достижений в любой деятельности.
-
Обратить внимание
На интересы и потребности девочек и мальчиков. Позволять мальчикам участвовать в дружеских потасовках. Поощрять объединения девочек и мальчиков.
-
Мальчики Способны на кратковременное усилие. Предпочитают поисковую деятельность. Не любят повторения. Предпочитают сделать быстро, но «кое-как». Труднее адаптируются к неподходящим для них условиям деятельности, пытаются от них избавиться.
-
Девочки Требуют спокойной обстановки, последовательно выстроенной деятельности. Любят утвердиться в правильности своих знаний и решений путем повторения. Лучше адаптируются. Нацелены на общение. Стараются получить качественный результат, который может быть положительно оценен другими людьми.
-
Анатомо-физиологические и психологические особенности мальчиков и девочекФизиологические особенности
Девочки Девочки рождаются более зрелыми (обгоняют мальчиков на 3-4 недели в развитии), более чувствительны к шуму, их больше раздражает телесный дискомфорт, они более отзывчивы на прикосновения. Девочки в дошкольном и младшем школьном возрасте часто физически сильнее мальчиков, они старше по биологическому возрасту. Раньше развиваются области левого полушария мозга, отвечающие за речь. Мальчики Рождаются более крупными, на 2-3 месяца позже начинают ходить, острота слуха до 8 лет выше. Мальчики младше девочек-ровесниц по биологическому возрасту. Позже развиваются лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль своего поведения.
-
Психологический портрет
Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей, проработано, отражено в сознании. Девочек чаще привлекают домашние дела. Девочка больше склонна к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать младших братьев или сверстников, порой утрачивая чувство меры. У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию. У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать и наставлять младших, в особенности сестер и девочек вообще. Девочки Мальчики
-
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» кукол, украшения и играют в ограниченном пространстве, в уголке. Меньше интересуются внутренним устройством игрушек, используют обычно по прямому назначению. В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль мамы. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Если горизонтальной плоскости недостаточно, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и другие предметы. Когда с куклой играет мальчик, он заставляет игрушку прыгать и маршировать, проделывать разные трюки, сажает ее в качестве пассажира в тележку или машину, катает верхом на игрушечных животных и т.д. и вскоре бросает. Лишь в исключительных случаях в игре наблюдается трогательное заботливое ухаживание. Девочки Мальчики
-
В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу: строят не города, замки или вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями. Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. Поднимают руку девочки реже, хотя отвечают правильно. Отвечая на занятиях в детском саду, девочка смотрит в лицо воспитателю, ожидая подтверждения правильности ответа, и после кивка взрослого. Девочки чаще задают вопросы типа: «А вы к нам еще придете?», т.е. более ориентированы на установление контакта с взрослым, отношения между людьми. Девочки Склонны к предметно-оценочной речи, в ней преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения. В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим сооружениям. Мальчики «раскачиваются» дольше, на педагога смотрят редко. Мальчики более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях. Они чаще поднимают руку, не боятся ошибиться. Отвечая, мальчик смотрит в сторону и, если знает ответ, говорит уверенно. Мальчики чаще задают вопросы типа: «А что мы сейчас будем делать?», т.е. более ориентированы на получение информации. Словарный запас мальчиков включает больше слов, обозначающих предметы, не используемые в быту, и общие понятия; в их речи преобладают глаголы и междометия, помогающие передать действия. Девочки Мальчики
-
Девочки чаще задают вопросы типа: «А вы к нам еще придете?», т.е. более ориентированы на установление контакта с взрослым, отношения между людьми. Девочки Склонны к предметно-оценочной речи, в ней преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения. Чаще рисуют людей, принцесс, в том числе и себя. Себя часто рисуют с особо выделенными ресницами и ртом, любят пририсовывать «взрослые» атрибуты - украшения, каблуки, часто рядом рисуют кошку, деревья и т.п. Мальчики чаще задают вопросы типа: «А что мы сейчас будем делать?», т.е. более ориентированы на получение информации. Словарный запас мальчиков включает больше слов, обозначающих предметы, не используемые в быту, и общие понятия; в их речи преобладают глаголы и междометия, помогающие передать действия. Чаще рисуют технику, рисунки наполнены действием, отражают большее пространство, вмещают большую площадь, больше домов и улиц, менее насыщенная цветовая гамма. Девочки Мальчики
-
Девочки более внушаемы, менее решительны в действиях. У них нет целостного восприятия предмета. Девочки лучше выполняют задания уже не новые, типовые, шаблонные. Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке, быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель. У мальчиков раньше развивается способность вычленять главное. Ум мальчика больше склонен к обобщениям, менее конкретен. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, предлагают новые идеи, нестандартные способы решения. Мальчики легче ориентируются в непривычной обстановке и воспринимают ее положительно, быстро находя себе занятие. Девочки Мальчики Умственные способности мальчиков и девочек в целом равны. Однако вследствие разной направленности интересов и склонностей они проявляются по разному.
-
Зная психологические особенности мальчиков и девочек, закономерности их гендерного развития, педагог может найти наиболее адекватные способы взаимодействия с детьми разного пола с целью становления у них позитивной гендерной идентичности, способствующей их дальнейшей успешной социализации.
-
Гендерное воспитание в дошкольном возрасте
В период раннего и дошкольного детства формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами.
-
ИГРЫ С ДЕТЬМИ ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ
-
«Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?»
Цель: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Материал:семейные альбомные фотографии каждого ребенка. Ход игры: Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу, любят своих детей, заботятся о них.
-
«Пожелания»
Цель:научить детей быть внимательными друг к другу, проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Материал:игрушка-сердечко (любая игрушка) Ход игры: Дети встают в круг, передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания : « Я желаю тебе....»
-
« Волшебный цветок »
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные. 1 вариант «За что нам нравятся мальчики (девочки)?» Цель: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками.
-
2 вариант « Как я дома помогаю?» Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. 3 вариант « Кто я в семье?» Цель: Формирование представлений о родственных связях. Учить детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра и т.д.
-
«Благородные поступки»
Цель: воспитывать в детях желание совершать поступки ради другихлюдей. Материал: мячик Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам и мальчикам.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.