Содержание
-
Педагогический проект«Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка»учителя начальных классов МБОУ Пичаевской СОШ Бессоновой Н.А.
-
Творческое название проекта
Мы исследуем свой русский язык – Нам это интересно! Участники проекта: обучающиеся 4 класса, их родители, учитель. Срок реализации – полгода.
-
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». АнтуанЭкзюпери «Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии» (http://ru.wikipedia.org/wiki/). Человеческое общество немыслимо без общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей. Мы понимаем коммуникативную компетентность как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению. Овладение коммуникативной компетентностью создаёт человеку условия для успеха и карьеры, позволяет стать конкурентоспособной личностью.
-
Проблема
В современном мире нужны люди с высокой коммуникативной компетентностью, владеющие ситуацией, готовые проявить инициативу в общении или передать её партнёру, умеющие уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя ни к агрессии, ни к пассивно-зависимому поведению. Любая компетенция приобретается в процессе реализации, какой либо осмысленной деятельности, где надо ставить цели и определять результаты, решать проблемы, а не задачи, искать способы решения, а не получать их в готовом виде. Язык прежде всего является средством общения людей. Он позволяет одному индивиду — говорящему — выражать свои мысли, а другому — воспринимающему — понимать их, то есть как-то реагировать, принимать к сведению, сообразно менять своё поведение или свои мысленные установки. Акт коммуникации не был бы возможен без языка. Вывод: на уроках русского языка можно в большей мере сформировать коммуникативную компетентность через проектно-исследовательскую деятельность.
-
Актуальность
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание. Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность. Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения. В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
-
Противоречия
между темпом и содержанием происходящих изменений в окружающем мире и организацией учебно-воспитательного процесса в современной школе; между требованиями, предъявляемыми к современным выпускникам, и уровнем школьной подготовки обучающихся; между методикой преподавания русского языка и новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС; между стремлением и желаниями обучающихся и их возможностями.
-
Новизна проекта
В условиях реализации ФГОС формирование коммуникативной компетентности имеет огромную ценность, так как учит ребёнка в процессе общения исследовать, анализировать и применять полученную информацию в практической деятельности, занимать позицию активного участника на всех этапах : от момента постановки проблемы и цели до этапа представления и оценки результата личной или совместной деятельности. Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
-
Гипотеза:
Если мы научимся грамотно общаться на уроках русского языка, то станем успешными людьми.
-
Цели:
формирование коммуникативной компетентности младших школьников путём включения их в активную проектную и исследовательскую деятельность на уроках русского языка; развитие у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях; развитие коммуникативных умений межличностного взаимодействия.
-
Задачи:
проследить динамику продвижения учащихся в формировании коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность; исследовать слова различных частей речи и сделать определённые выводы о значимости слова, его силе в общении между людьми; научиться использовать полученную информацию в практической деятельности; разработать и реализовать с младшими школьниками творческие проекты на уроках русского языка.
-
Методологические основы исследования:
Исследования В. М. Бехтерева. Работы Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева. Положительный опыт работы, основанный на уважении к личности ребёнка и направленный на воспитание активной и успешной личности, описан в трудах С. Т. Шацкого, А.С.Макаренко, Дж. Дьюи.
-
Коммуникативная компетентность как целостная система психических и поведенческих характеристик человека
Компоненты
-
Проектно-исследовательская деятельность даёт уникальную возможность превратить активного творца пассивного созерцателя Характеризуется как личностно-ориентированная; обучающая взаимодействию в группе и групповой деятельности; развивающая умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии; формирующая навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывающая целеустремлённость, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу.
-
Технология опыта:организовать полезное и понятное общение на уроках русского языка через проектно-исследовательскую деятельность
Общение Коммуникативная компетентность Орфографическая зоркость Пунктуационная грамотность Владение грамматической формой Обогащение словарного запаса Личностные особенности Мысль Проектно-исследовательская деятельность
-
Механизм реализации проекта:
тематические занятия в рамках образовательной программы; мониторинг образовательного процесса; участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах; размещение творческих работ в проекте для одарённых детей «Алые паруса»; сотрудничество с родителями.
-
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся научатся - выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения; организовывать взаимодействие в процессе совместной деятельности; пользоваться учебными моделями, знаково-символическими средствами, общими схемами решения; структурировать материал, создавать текст; определять недостающую информацию, находить её и работать с ней, интерпретировать её; представлять результаты работы в различных вариантах; - устанавливать межличностные отношения; анализировать личностные и деловые качества друг друга; видеть проблемы, задавать вопросы; находить несколько вариантов решения проблемы; - владеть адекватной самооценкой, определять границы собственного знания и незнания; - доказывать и защищать свои идеи, воспринимать идеи других, владеть навыками сотрудничества. ОБЩЕНИЕ, РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
-
СФОРМИРУЮТСЯ Базовые виды коммуникативных УУД
-
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: обсуждение проекта с детьми и родителями, презентация тем будущего проекта учителем, формирование групп по интересам, поиск нужной информации (ноябрь). Заключительный этап: отчёт учащихся о проделанной работе , защита полученных результатов и выводов; оценка результатов, заполнение листа самооценки; презентация педагогического проекта учителем (апрель-май). Основной этап: проведение занятий, анкетирование детей, работа в парах, группах, проведение своих исследований, выбор форм представления результатов (декабрь – апрель).
-
Формы представления результатов исследования :
Групповые творческие отчёты в виде презентаций «Части речи все важны, части речи все нужны!», «Главный работник в языке – слово», Имя существительное», «Имя прилагательное», «О глаголе». Индивидуальные отчёты в виде сочинений, сообщений, стихов. Размещение творческих работ в проекте для одарённых детей «Алые паруса».
-
Результаты апробации экспериментальных материалов для оценки сформированностиметапредметных действий в ходе проектной деятельности
-
В классе прослеживается доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение и понимание. Ребятам нравится быть вместе, участвовать в совместных делах.Успехи или неудачи отдельных ребят вызывают сопереживание, участие всех одноклассников. В классе преобладает одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются с добрыми побуждениями. Ребята с уважением относятся к мнению друг друга.В трудные для одноклассников минуты происходит эмоциональное единение по принципу «один за всех, все за одного».
-
Размещение творческих работ детей в проекте для одарённых детей «Алые паруса»
-
-
Выводы:
Анализ результативности проекта показывает, что в младшем школьном возрасте необходимо формировать коммуникативную компетентность. На уроках русского языка в проектно-исследовательской деятельности это сделать успешнее. Данный проект обладает новизной, повышает эффективность образовательного процесса. Опыт свидетельствует о реалистичности проекта, важности, практической направленности и возможности его использования учителями других школ.
-
Используемая литература, информационные ресурсы
Кравцова С.А. Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС нового поколения . – Тамбов: ТОИПКРО, 2012. Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения. (http://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/) Л.С. ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ШКОЛА(http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/) Концепция личности С. Л. Рубинштейна (http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=211) И.М. Ларионова. Проектно-исследовательская деятельность учащихся.(http://do.gendocs.ru/) Возможности технологии проектно-исследовательской деятельности в начальной школе (http://student.zoomru.ru/)
-
Участники проекта
4 «Б» класс, МБОУ Пичаевская СОШ
-
НАШ АДРЕС:
Тамбовская область, Пичаевский район, село Пичаево, ул. Ленинская – 1, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пичаевская средняя общеобразовательная школа. Контактный телефон:8-475-54-2-78-30
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.