Содержание
-
ПРОЕКТНАЯ РАБОТАТема: «Формирование личности дошкольника в рамках взаимодействия дошкольной организации и семьи»
Выполнила: Воспитатель МБДОУ «Адав-Тулумбаевский детский сад № 6 Буинского муниципального района Республики Татарстан» Хусниева Гузалия Хаматвалиевна
-
Формирование личности ребенка, развитие и воспитание- эти понятия взаимосвязаны, дополняют друг друга во многих видах деятельности и творчества. Формирование личности может происходить и помимо воспитательного процесса. И миссией дошкольного учреждения является включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, и как результат – создание новой формы своего дошкольного учреждения – педагогического центра по воспитанию и развитию детей и обучению родителей
-
Актуальность проекта
«Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А.С. Макаренко. Современная ситуация развития системы управления образованием в России характеризуется поиском новой философии социального управления. В связи с этим актуализируется проблема взаимодействия семьи и общественности в воспитании детей. Современный мир вступает в новую эру: происходит формирование единого рыночного мирового хозяйства, открывающего возможности не только к благосостоянию, но и к появлению новых проблем современности. Нарастает дефицит духовности общества, возникает несоответствие системы ценностей и жизненных ориентаций задачам, которые необходимо решать человечеству не только не для того, чтобы сегодня иметь достойную жизнь, но и чтобы избежать грядущих катастроф.
-
Единство принципа координации усилий семьи, ДОУ и общественности по воспитанию подрастающего поколения требует тесного взаимодействия всех государственных и общественных институтов причастных к воспитанию. Их действия должны быть согласованы, требования к воспитанникам едины, только так, помогая и дополняя друг друга, можно усилить педагогические воздействия и сам эффект воспитания.
-
Проблема
Процесс семейного воспитания имеет ту особенность, что он бесконечен: рождаются дети, создаются новые семьи и, как всегда, возникают вопросы и новые проблемы в воспитании подрастающей смены, особенно в новых социально-экономических условиях, когда изменяется (не в лучшую сторону) демографическая обстановка в стране, место и роль семьи в обществе, когда на повестку дня встали вопросы защиты материнства и детства, охраны молодого поколения от тлетворного влияния «массово культуры», морального разложения, наркомании, алкоголизма.
-
Изменилась и сама семья. Ушла в прошлое старая многодетная, трехпоколенная семья. И дети, надо признать в такой семье воспитывались неплохо – срабатывала «семейная педагогика», семейные традиции и привычки, пример старших.
-
Разрушение традиционных устоев семьи – одна из причин кризиса в духовно-нравственной и социально-культурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны: - разрушены нравственные представления о браке и семье; - утрачено традиционное восприятие родительства и детства; - деформирована сфера семейного воспитания; - как следствие кризиса семьи – многочисленные проблемы детства; - система общественного воспитания и образования не может кардинально изменить ситуацию, внести позитивный вклад в возрождение традиционных ценностей семьи; - современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии. Что значит быть сегодня ребенком? - Семья легко может распасться из-за развода родителей. - Изменилась структура семьи: теперь преобладают семьи с одним или двумя детьми. - Воспитание детей часть происходит вне рамок семьи: во дворе, в детском саду - Резко усилилось воздействие на детей средств массовой информации. - Свободное пространство для игр на природе все больше сокращается. - На детей все сильнее влияет коммерциализация жизни.
-
Цель проекта
Воспитание всесторонне развитой личности – счастливой, здоровой физически и психически. Так как только нравственно и физически здоровый человек сможет выжить в современном мире, полном контрастов. Эта личность должна быть интеллектуально развита, инициативна, коммуникабельна, уверена в собственных силах, ответственна и способна преодолевать трудности.
-
Задачи проекта
- Поиск контакта с родителями и детьми (изучение семьи: тестирование, анкетирование, деловые игры, беседы, наблюдения); - определение единых требований семьи и ДОУ к воспитаннику; - обеспечить координацию совместных усилий семьи и ЖОУ по воспитанию дошкольника, создать единую воспитательную среду; - показать, что воспитание – это единый неразрывный процесс взаимодействия между семьей, дошкольным и школьным учреждением; - определение совместных методов педагогического воздействия на личность в целях ее перспективного развития; - организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала;
-
Результаты проекта
Благодаря взаимодействию с педагогами ДОУ и участию в жизни детского сада родителей приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом. Общение с учителями не вызовет у них затруднений, потому что они готовы к диалогу, умеют отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка, а если потребуется, то и защитить его. Участие родителей в жизни детей поможет им:
-
- побудить родителей к инициативе и творчеству в вопросе воспитания детей; - рассмотреть значение взаимопонимания, такта и терпения в семье; - коррекция семейного воспитания; - повышение общего культурного уровня семьи, формирование и укрепление традиций рода, возрождение традиций русской интеллигенции, в центре которой всегда было нравственное воспитание семейное образование; - защита ребенка от неблагоприятных условий в семье, ДОУ, селе. - удовлетворение потребности ребенка в любви и чувстве собственного достоинства – ключ к органичному и творческому росту его личности, обеспечить который и призваны семья и система образования.
-
- преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка; - относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее; - знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в его самосознании не произойдет драматической смены самооценки (в д/с был умный, а в школе «неумеха»), если вовремя оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. Человек с низкой самооценкой заранее «прогнозирует» свое поражение, даже уступает ему принадлежащее почти без борьбы. Высокая самооценка – это и есть «крылья счастья и успеха». «Семья дает крылья и корни» - семья, которая воспитывает удачливых, дает». - проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
-
Этому способствуют такие формы сотрудничества с семьей, как семейные праздники и фестивали, игровые семейные конкурсы, спортивные семейные соревнования. Самое ценное в таких праздниках – атмосфера единения и общности, когда дети стараются для взрослых, а взрослые стремятся порадовать детей. Понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо сделать так, чтобы ребенок сам захотел принять участие в работе. А для этого у взрослого должны быть хорошие, доверительные отношения с ребенком и искреннее желание участвовать в его делах, разделять радости и горести. Душевная связь, основанная на доверии, обязательна. Очень важен и опыт познания ребенком своих возможностей, опыт самопознания. Не следует отнимать у ребенка счастья творить, создавать, побеждать трудности, ни с чем не сравнимое счастья овладения каким-то мастерством, счастья открытия, счастья преодоления, счастья интеллектуальной победы. Никто не видел счастливым зависимого, несамостоятельного человека. «Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен», - писал сто лет назад врач-психиатр и удивительный педагог Мария Монтессори.
-
Итог
Сформирована активная педагогическая позиция родителей, активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Но главным результатом совместной работы и сотрудничества ДОУ и семьи являются личностные достижения каждого ребенка.
-
Личностные достижения ребенка
Социальное развитие ребенка– отношение к окружающему миру взрослых и сверстников, способность понять эмоциональное состояние других, проявление сочувствия, владение способами динамического общения, эмоционального благополучия; умение строить взаимоотношения со взрослыми и детьми. Познавательное развитие– ориентировка в окружающем и становление картины мира, ориентировка во времени, пространстве. Ориентировки величины, формы, цвета. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, логического мышления. Развитие способности к решению творческих проблем, становление умственной работоспособности, развитие сознания и произвольности. Эстетическое развитие– развитие эстетического отношения к миру, приобщение к искусству, художественной деятельности, развитие специальных художественных способностей (музыкальных, изобразительных). Развитие речи и речевого общения.
-
Каким ребенок должен стать в будущем?
1. Целеустремленным. Целеустремленность – главная черта характера. Выбирать цель жизни так, чтобы принести пользу людям, развить свои силы и способности, чтобы совесть была чистой, а поведение достойным. 2. Трудолюбивым. Трудолюбие – условие всякого успеха в жизни. Лень – мать всех пороков. 3. Мужественным. Мужество – это умение жить по совести, говорить правду в глаза, не трусить, столкнувшись с трудностями или злом, это умение жертвовать собой во имя общих интересов. 4. Требовательность к себе и самокритичность – это путь познания себя и условие самоуважения. Право требовать от других имеет тот, кто до предела требователен к себе. 5. Человеколюбие, сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь всем, кто в этом нуждается. Без данного качества человек не способен ни на дружбу, ни на настоящую любовь. 6. Нетерпимость ко всем плохому в себе. Недостатки – мои злейшие враги.
-
Литература
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 – 111 с. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128 с. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 208 с. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребёнка. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 48 с. Малашенкова В.Л. Взаимодействие детского сада и семьи. – Омск: ООИПКРО, 2004. – 52 с. Кротова Т.В. Взаимодействие с родителями воспитанников в летний период. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. № 0. – С. 64 – 68. Лисицына И.А. Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. № 1. – С. 58 – 63.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.