Содержание
-
Захарова Елена Владимировна учитель начальных классов первой категории
-
Тема
Развитие речи. Формирование произносительно-слуховой культуры речи.
-
Цель работы
Формирование произносительно-слуховой культуры речи.
-
Задачи
1. Учить правильно произносить отдельные звуки речи. 2. Учить правильно произносить звуки в потоке речи. 3.Учить выделять звуки из потока речи.
-
Актуальность
Среди учащихся массовых школ есть дети с теми или иными отклонениями в речевом развитии. Такие отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка. Речевые недостатки, наиболее часто встречающиеся у учащихся начальных классов, нередко затрудняют овладение ими правильным чтением и грамотным письмом. Было выявлено, что большая часть учащихся с речевыми отклонениями являются неуспевающими или слабоуспевающими по родном языку. Это дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. При этом наблюдается не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова.
-
План работы
1) Изучение теории вопроса. 2) Диагностика произношения учащихся экспериментального класса. 3) Разработка, подбор практических упражнений. 4) Анализ результатов.
-
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной инервацией речевого аппарата.
1.Изучение теории вопроса.
-
Причины дислалии
двуязычие в семье неправильное речевое воспитание в семье подражание взрослым общесоматическаяослабленность задержка психического развития снижение фонематического звука недостаточно натренированная артикуляция
-
Разновидности дислалии Сигматизм – нарушение произношения свистящих, шипящих. 2. Ротоцизм – нарушение произношения [р] 3. Ламбдацизм – нарушение произношения [л] 4. Йотацизм – нарушение произношения [й] 5. Катацизм – нарушение произношения [к] 6. Гаммацизм – нарушение произношения [г] 7. Хитизм – нарушение произношения [х] 8. Дефекты озвончения 9. Дефекты смягчения
-
Этапы коррекционной работы(по Т.Б.Филичевой)
I этап –Подготовительный Предлагает подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и от деятельности гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.
-
II этап – Становления звуков речи, или постановка звука
Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р,л. ).
-
III – Закрепление и автоматизация звуков
С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произноситься правильно (О.В. Правдина).
-
IV этап – Дифференциации смешиваемых звуков
В основе его лежит дифференцированное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим. Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуком и путают их. При дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия.
-
V этап – Введение в речь
Предполагает разучивание стихов, составление рассказов.
-
2.Диагностика произношения учащихся экспериментального класса.
Повторяй за мной С – санки, автобус, мост, сети, семь, Вася Ш – шуба, душ, шишки З – завод, коза, звезда, зима, газета, бузина Ц – цапля, палец, цветы Ж – жук, кожа, ножницы Щ – щётка, плащ, щепки Ч – чайник, качели Р – радуга, шары, трактор, рябина, фонарь Л – лампа, стол, клумба, липа, лебедь, полено Й – яма, юла, стулья
-
Результаты диагностики
-
1) Подготовительный этап Артикуляционная гимнастика «Улыбка» - растягивание разомкнутых и сомкнутых губ «Трубочка» - вытягивание губ вперед при сомкнутых зубах «Болтушка» – движение языком вперёд-назад «Часики» – движение языком вправо-влево «Варенье» – круговое движение языком по губам, по зубам, за зубами «Лошадка» – щелканье языком 3.Упражнения для формирования правильного звукопроизношения
-
2) Постановка звука - по подражанию- механический способ- смешанный способ
-
3) Закрепление и автоматизация звуков (на примере сигматизма). произнеси чётко звук С в слогах и словахсасаса су сусу со сососысысы сад сок суп салат сор сухо сабля соль сук салют сода судья повтори каждое слово 3 раза с разной силой голоса - по звукам назови слово целиком (с а д )- скажи правильно гулять в сад, солёная суп
-
- назови нарисованные предметы -сделай звуковые схемы слов -составь предложения со словами
-
4) Дифференциации смешиваемых звуков суп – зуб лиса – Лиза соя – Зоя коса - коза роса – роза басы – базы Повтори слова
-
- Дать полные ответы на вопросы Куда прибывает поезд? Куда поставили розу? Какой зверек бывает зимой белый, а летом серый? Кого называют упрямым? Где изготовляют электровозы и грузовики? Как называется группа звезд? Как называется число, полученное от вычитания?
-
5)Введение в речь - Прочитать пословицу У страха глаза велики. Сказал как узлом завязал. Знайка все с полуслова понимает, а незнайка на все только рот разевает. Все за одного, один за всех.
-
У осы не усы, не усища, а усики!В семеро саней, по семеро в сани уселись сами.Бежит лиса по шесточку, лизни лиса песочку!
- Прочитай и выучи скороговорку
-
4. Анализ результатов
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.