Содержание
-
Характеристики мышления дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и высокой привычной двигательной активностью
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ватинская общеобразовательная средняя школа» Выполнил: учитель физической культуры Абдрахимова Л. Д. Вата - 2018
-
Проблема исследования:
Дети дошкольного возраста с высокой привычной двигательной активностью (далее ВПДА) воспринимаются взрослыми как трудные и шаловливые непоседы. А если они еще и с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие дети или дети с пониженным зрением и с сохранным интеллектом, МКБ-10: Н53), то это патология предопределяет их ограниченный запас знаний и представлений. Если вовремя исследовать характеристики мышления таких детей, то появится возможность создать благоприятные условия для их формирования.
-
Актуальность исследования:
Согласно концепции Л.С. Выгодского, в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит перестройка структуры сознания, и благодаря этому все другие психические процессы интеллектуализируются. Результаты данного исследования имеют прикладной характер: они будут ценными как для педиатров, так и для педагогов работающих с особыми детьми.
-
Объект исследования: привычная двигательная активность дошкольников с ограниченными возможностями здоровья Предмет исследования: особенности мышления (сравнение, анализ, обобщение, классификация) старших дошкольников с ОВЗ и ВПДА.
-
Гипотеза исследования:
если ребенок с ОВЗ и ВПДА, то характеристиками его мышления будут: высокий уровень развития вербального (аналогия, классификация, обобщение) и низкий уровень развития невербального компонентов.
-
Цель исследования :
выявить особенности мышления дошкольников с ОВЗ и ВПДА.
-
Задачи:
Изучить литературу о ПДА и характеристиках мышления; Выделить экспериментальную (ВПДА) и контрольные (НПДА и СПДА) группы; Исследовать вербальный и невербальный компонент мышления у детей с ВПДА; Выявить особенности мышления у дошкольников с ОВЗ и ВПДА.
-
Методологическая база исследования:
«Концепция типологической вариабельности физиологической индивидуальности» (В. В. Колпаков и соавторы); «Культурно-историческая концепция» (Л.С.Выготский); t-Критерий Стьюдента - метод оценки значимости различных средних величин.
-
Организация эксперимента:
База исследования – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа - детский сад №76 города Тюмени.
-
Методы исследования
ПДА: метод шагометрии; Характеристики мышления: тест «Прогрессивные матрицы Равена» ; методика «Аналогии»(субтест Векслера); методика «Классификация и обобщение» (субтест Векслера).
-
Выборка исследуемых:
НПДА – (14%)- 8414 СПДА – (48%) - 13159 контрольная группа ВПДА – (38%) - 15364 экспериментальная группа Был обследован 21 ребенок старшего дошкольного возраста. Из них выявлено:
-
Тест «Прогрессивные матрицы Равена»:
-
Методика «Классификация и обобщение»:
-
Методика «Аналогии»:
Произносятся слова: 1. Яблоко - фрукт; морковь - ... 2. Горький - сладкий; толстый - ... 3. Крыло - птица; плавник - ... 4. Рыба - аквариум; птица - ... 5. Понедельник - вторник; январь - ...
-
Среднеарифметические показатели вербального компонента мышления:
-
Методика «Аналогии»:
Понедельник - вторник; январь - ..?
-
Среднеарифметические показатели вербального компонента мышления:
-
Методика «Классификация и обобщение»:
-
Среднеарифметические показатели вербального компонента мышления:
-
Среднеарифметические показатели невербального компонента мышления:
-
Тест «Прогрессивные матрицы Равена»:
-
Суммарные среднеарифметические показатели вербального и невербального компонентов мышления:
-
Наименьший уровень компонентов вербального мышления отмечался у детей с НПДА, а наибольший у детей с ВПДА. Показатели невербального компонента мышления имели такую же направленность. Особенности мышления у старших дошкольников с ВПДА и ОВЗ:
-
Выводы:
В экспериментальной группе дети с ВПДА имеют следующие характеристики мышления: уровень компонентов вербального и невербального мышления выше среднего. Наша гипотеза -"если ребенок с ОВЗ и ВПДА, то характеристиками его мышления будут: высокий вербальный (аналогия, классификация, обобщение) и низкий невербальный компоненты" - подтвердилась частично.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.