Содержание
-
Управление народного образования администрации городского округа г.БорНижегородской областиМБДОУ детский сад №19 «Земляничка»
Выполнила: Учитель-логопед Тулупова М.И. Презентация «из опыта работы » на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей в работе с дошкольниками с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС ДО»
-
ФГОС ДО
Одна из задач: обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ). В стандарте учитываются: 1.Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности; 2.Возможности освоения ребенком основной общеобразовательной программы на разных этапах её реализации.
-
Задачи коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ОВЗ:
1.Изучение особенностей развития всех видов деятельности ребенка в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; 2.Опредеделение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта; 3.Изучение закономерностей специального образования детей с ОВЗ; 4.Внедрение в общеобразовательный процесс коррекционных и реабилитационных программ, форм, методов, средств и технологий специального обучения и воспитания (реализация ИОМ); 5.Изучение и осуществление процесса социального и средового адаптирования и интегрирования лиц с ОВЗ в общество, их дальнейшего жизненного ориентирования; 6.Реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений в развитии ребенка.
-
Специальные педагогические условия
-
-
Задачи: 1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии; 2.Обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении Программы;3.Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (ИОМ, ИПР); 4.Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО.
Внутренняя коррекционная служба ДОО (взаимодействие участников коррекционно-педагогического и воспитательно-образовательного процесса) – интегрированная и координированная организация коррекционно-педагогического процесса с едиными требованиями к ребенку с целью своевременной коррекции речевых, сенсорных, познавательных, моторных нарушений и социальной адаптации в условиях ДОО.
-
Условия организации взаимодействия участников коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
-
Система организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОВЗ
-
Организация и реализация взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процессов
Интеграциядеятельности участников коррекционно-педагогического процесса рассматривается как цель и результат взаимодействия по созданию у детей целостной картины мира, как процесс по достижению этой цели Виды взаимодействия: Тематическое Перспективно-тематические и календарные планы работы специалистов и воспитателей группы (по блокам, неделям обучения). План совместной деятельности специалистов детского сада; методические разработки к планам тематического планирования и др. Проблемное Тетради взаимосвязанной работы коррекционно-педагогического процесса; Составление сводной итоговой таблицы по результатам комплексного обследования детей; Карты психолого-медико-педагогического сопровождения; индивидуальные образовательные маршруты воспитанников и пр. Координациядеятельности участников коррекционно-педагогического процесса рассматривается как процесс связи и согласованности деятельности всех участников коррекционно-педагогического процесса в процессе воспитания, образования и развития детей с проблемами развития.
-
Алгоритм взаимодействия участников коррекционно-педагогического и воспитательно-образовательного процесса
-
-
-
Диагностический этап взаимодействия направлен на установление:
соответствия требований основной общеобразовательной программы ДОУ, коррекционной программы психофизическим особенностям детей (разработка ИОМ); степени сформированности основных трудовых и гигиенических умений и навыков относительно психофизических возможностей; качественного своеобразия эмоционально-волевой регуляции; специфики коммуникации в детском коллективе; динамических возможностей адаптации; социально-личностных особенностей; образовательного потенциала и потенциальных возможностей.
-
Содержание дошкольного образования и условия организации воспитания и развития детей с ОВЗ определяются:
адаптированной основной общеобразовательной программой ДОУ, (коррекционной программой, адаптированными методиками и технологиями(; программой реабилитации детей-инвалидов(ИПР); индивидуальным образовательным маршрутом воспитанников(ИОМ). Образовательные области: Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие
-
Физическое развитие(специальные направления для дошкольников с ОВЗ)
Формирование ориентировки в схеме тела; Формирование ориентировки в окружающем пространстве; Формирование умения понимать инструкций педагога и действовать в соответствии с ними; Формирование умения подражать движениям педагога и другим детям группы; Воспитание потребности в двигательной активности; Развитие выносливости; Формирование умения принимать заданную позицию тела и удерживать её в течение некоторого времени; Развитие скоординированности движений; Развитие общей и мелкой моторики; Формирование умения воспринимать и воспроизводить темпоритмическую организацию движений; Формирование навыков использования в рамках индивидуальных возможностей спортивного инвентаря и специальных тренажеров.
-
Социально-коммуникативное развитие (специальные направления для дошкольников с ОВЗ)
Формирование умения понимать цели игры и игровых задач и действовать в соответствии с ней; Формирование умения принимать правила игры и, при необходимости, творчески их трансформировать; Формировать умение использовать в процессе игровой деятельности игровых атрибутов и предметов-заменителей; Соблюдение ролевого распределения и неконфликтного поведения в процессе игровой, учебной, трудовой деятельности Обучение речевому сопровождению в процессе игры, труда, НОД; Формирование представлений о своих потенциальных возможностях в условиях реальной действительности; Формирование элементарных трудовых и игровых навыков, адекватных психофизическому состоянию детей; Формирование самосознания, чувства собственного достоинства; Формирование гендерной, семейной принадлежности Воспитание потребности в совместной коллективной деятельности Воспитание позитивных эмоций от результатов своей деятельности.
-
Познавательное развитие
Опираясь на сохранные анализаторные системы, формировать умения исследовать свойства и качества предметов, анализировать их сходства и различия, устанавливать взаимосвязи между явлениями и событиями окружающего мира; Формировать умения вычленять главные и второстепенные компоненты в предметах, действиях, признаках; Формировать основные мыслительные операции (сравнение, сопоставление, сериации, классификации), операции анализа и синтеза (в том числе языкового); Формирование элементарных математических представлений; Формирование представлений о величине предметов, их количестве, установлении равенства групп предметов, сопоставления по ведущим признакам и др., реализуется в процессе конструктивной (продуктивной) деятельности, в НОД по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром и др.
-
Речевое развитие(специальные направления для дошкольников с ОВЗ)
Воспитывать потребность в речевой коммуникации; Развивать понимание речи, обращать внимание ребенка на факты и реалии языковой действительности; Формировать умение устанавливать зависимость между звучащим словом (инструкцией) и событием реальной действительности; Слушать и замечать дифференцированное обращение ко всему детскому коллективу и индивидуально - к каждому ребенку; Формировать умение выделять в составе речи отдельные слова (предметы, действия, признаки); Понимать и употреблять коммуникативно-значимые высказывания; Формировать умение регулировать взаимоотношения участников той или иной деятельности с помощью речи; Формировать навыки ведения диалога; Формировать умения использовать вербальные средства общения в процессе различных видов деятельности; Формировать умение адекватно воспринимать и употреблять слова из различных лексических групп и грамматических категорий; Соотносить пространственные представления с соответствующими языковыми средствами (вправо-влево, вверх-вниз, предлоги); Развивать и обогащать фонетические, лексико-грамматические умения и навыки связного говорения, используя материалы имеющихся коррекционных программ по преодолению недоразвития речи; Осуществлять целенаправленную работу по подготовке к обучению грамоте профилактике вероятных нарушений письма и чтения (в случаях, когда психофизические возможности ребенка позволяют прогнозировать это направление).
-
Художественно-эстетическое развитие(специальные направления для дошкольников с ОВЗ)
Воспитывать потребность в творческих видах деятельности; Формировать правильную осанку, навыки удержания карандаша, кисточки, мелка; Развивать возможности общей моторной организации движений и мелкой моторики рук; Формировать навыки безопасной и опрятной работе с бумагой, клеем, ножницами, глиной и др; Использовать адаптивные технологии творческой работы (песко-, акватерапия, арттерапия); Формировать скоординированные движения при формировании творческих заданий; Развивать музыкальные способности детей с учетом имеющихся у них нарушений; Осуществлять вариативный подход к приобщению к творческому наследию; Развивать слуховое восприятие, голосовой, дыхательный, артикуляционный аппарат ребенка в процессе музыкально-художественной деятельности; Формировать элементарные умения игры на музыкальных инструментах; Формировать языковые понятия, связанные с тематикой художественно-эстетического развития.
-
Модели ИНКЛЮЗИИ: -детский сад, имеющий комбинированные группы -структурное подразделение «Лекотека», -центр ранней помощи детям -группа кратковременного пребывания -детский сад общеразвивающего вида с инклюзивными группами (ресурсная база – специалисты) ВИДЫ: -постоянная полная инклюзия -постоянная неполная инклюзия -постоянная частичная инклюзия -временная частичная инклюзия -эпизодическая Инклюзивное (включенное) образование направлено на полноценное развитие и самореализацию детей с ОВЗ, освоение ими ООП ДОУ посредством реализации ИОМ (АОП) в условиях общеобразовательных учреждений ПРИНЦИПЫ: -принцип непрерывности -принцип развития психики в деятельности -принцип индивидуального и личностного подхода -принцип комплексности, системности, систематичности -принцип взаимодействия всех участников коррекционно-развив. процессов Инклюзия в дошкольном образовании на современном этапе
-
Взаимодействие специалистов и воспитателей ДОУ
-
Требования к результатам формирования жизненной компетенции
В ФГОС ДО для детей с ОВЗ выделена специальная группа требований к развитию жизненной компетенции. У детей с ОВЗ при нормальной социальной ситуации навыки жизненной компетенции естественно не складываются, необходимо даже при благоприятных семейных условиях оказывать систематическую квалифицированную помощь.
-
Планируемый результат освоения АООП ДО (дети с ОВЗ)
1.Адекватно оценивает свои силы и понимает, что можно, а что нельзя в еде, в физической нагрузке (и др.). 2.Использует адаптивные средства в различных жизненных ситуациях (очки, кресло, слуховой аппарат). 3.Владеет активной позицией ребенка и верой в свои силы 4.Стремиться к самостоятельности и независимости в быту, с развитыми навыками самообслуживания.. 5.Владеет правилами устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел, с пониманием предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Включается в разнообразные повседневные дела, принимает посильное участие в каких-то областях домашней жизни. 6.Ориентируется в пространстве детского сада, группы, музыкального и физкультурного залов, кабинетах специалистов. 7Решает актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения целей. Умеет просить о помощи взрослого и сверстников в случае затруднений, участвует в развлечениях. Умеет начать и поддержать разговор со взрослыми сверстником, выразить свои просьбы и недовольства посредством вербального и невербального общения 8. Адекватен в бытовом поведении с точки зрения опасности/безопасности и для себя и окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. 9.Использует вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. 10. Умеет накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. 11.Умеет устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в детском саду. 12. Любознателен, наблюдателен, способен замечать новое, задавать вопросы. Активен во взаимодействии с миром. С накопленным опытом освоения нового при помощи экскурсий и путешествий. 13. Владеет элементарными правилами поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса.
-
Отличительные особенности работы ДОО с воспитанниками с ОВЗ
Учет общих и специальных проявлений развития детей с ОВЗ (возможности, ограничения) Опора на сохранные возможности Модификация содержания образования в соответствии с особыми потребностями детей Индивидуально-дифференцированный подход к детям, применение специальных методов, приемов, методик, технологий работы Работа команды специалистов и воспитателей Создание соответствующих санитарно-гигиенических условий Создание предметно-пространственной развивающей среды Всесторонняя подготовка к жизни, социализация в современном обществе
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.