Содержание
-
Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз НОНР на школьном логопункте
Учитель-логопед Школы № 337 Невского района г.С-Петербурга Стрижнева Любовь Валентиновна
-
Нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
Известно, что дети с диагнозом НОНР испытывают трудности в усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности всех компонентов речевой системы и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью, для них характерны: 1.Нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы. 2.Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы. 3.Психологические особенности.
-
Нарушение фонетико-фонематического компонента речи.
1.Дефектное произношение 2-5 звуков( у некоторых детей произношение звуков может быть не нарушено, но может быть недостаточно четким). 2. Недостаточная сформированность фонематических процессов, которая ведет : - к нарушению формирования навыков спонтанного развития звукового анализа и синтеза слова; - к недостаточной сформированности предпосылок к успешному овладению грамотой; -к трудностям в овладении письмом и чтением;
-
Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.
1.Лексический запас ограничен рамками обиходно бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное сужение или расширение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешению по смыслу и по акустическому свойству). 2.Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы . Вследствие этого дети данной категории недостаточно понимают учебные задания , инструкции, испытывают трудности в овладении учебными понятиями, терминами, затрудняются в формулировании собственных мыслей.
-
Психологические особенности детей с НОНР.
1.Неустойчивое внимание. 2.Недостаточное развитие способности к переключению. 3.Недостаточное развитие словесно-логического мышления. 4.Недостаточное развитие вербальной памяти. 5.Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. Вследствие чего затрудняется овладение полноценными навыками учебной деятельности, с трудом формируются учебные умения(планирование, реализация и контроль учебной деятельности).
-
Основные направления работы
1.Развитие звуковой стороны речи, фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. 2.Развитие лексического запаса и грамматического строя речи. 3.Формирование связной речи. 4.Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению. 5.Формирование учебных и коммуникативных умений и навыков.
-
Основная работа на логопункте ведется во второй половине учебного дня, когда трудоспособность учеников идет на спад, учитывая особенности обучения на логопункте было опробовано обучение детей в игровой форме, что способствовало активизации эмоцианально-волевой и мыслительной деятельности учащихся, улучшило результаты обучения. В качестве дидактического материала были использованы общеразвивающие игры.
-
Коррекция дефектов произношения, развитие фонематических представлений ,анализа и синтеза.
Коррекционная работа проводиться на материале игры «Логопедическое лото», в нем подобраны задания на автоматизацию звука в слогах(слоговые таблицы), словах(разрезные картинки и картинки на игровом поле),загадках и чистоговорках. Данная игра также используется для развития фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, внимания, памяти , мышления.
-
-
Развитие фонематических процессов.
Основная работа по развитию фонематического восприятия анализа и синтеза происходит в процессе коррекции специфических нарушений письма, обусловленных нарушением фонемного распознавания, несформированностью анализа и синтеза ,и в ходе профилактической работы по предупреждению дизграфии у учеников первых классов.
-
Работа по развитию фонематических процессов включает в себя следующие этапы: Уточнение слухового образа звука. Уточнение артикуляторного уклада данного звука. Соотнесение фонемы и графемы. Закрепление дифференциальных признаков соответствующих звуков и букв в слогах, словах, предложениях и текстах.
-
На материале игры «Азбука» закрепляются звуко-буквенные связи, уточняются понятия «звук», «буква», «гласные», « согласные»; характеристики гласных: ударная-безударная,и характеристики согласных : глухие-звонкие,твердые-мягкие, парные- непарные.
-
Развитие фонематических процессов, закрепление звуко-буквенных связей
-
Развитие фонематических процессов на материале игры « Пять Щенков» ( работа по преодолению дизграфии, обусловленной фонемным нераспознаванием).
-
Развитие фонематических процессов включают в себя работу по развитию анализа и синтеза на этапе профилактики дизграфии или уже в процессе коррекционной работы по преодолению дизграфии на почве нарушения аналитико-синтетической деятельности.
-
Развитие фонематических процессов: игра «Поле чудес», используется в блоке работы по преодолению дизграфии на почве нарушения анализа и синтеза, способствует расширению объема словаря ,развитию связной речи.
-
Развитие фонематических процессов включают в себя работу по развитию анализа и синтеза на этапе профилактики дизграфии или уже в процессе коррекционной работы по преодолению дизграфии на почве нарушения аналитико-синтетической деятельности.
-
Развитие фонематических процессов : игра «Буквоежка», используется также в блоке работы по преодолению дизграфии и дислекии на почве нарушения анализа и синтеза, способствует развитию логического мышления .
-
Развитие фонематических процессов : игра «Буквоежка».
-
Развитие фонематических процессов - слогового анализа и синтеза: игры «Слоги», «Словодел».
-
Развитие фонематических процессов -слогового анализа и синтеза: игра «Словодел»
-
Развитие фонематических процессов-слогового анализа и синтеза: игра «Словодел».
-
Развитие фонематических процессов: аналитико-синтетической деятельности , мышления (работа с ребусами).
-
-
Развитие фонематических процессов: чтение по слогослиянию, самопроверка письменных работ.
-
Развитие лексического запаса ,грамматического строя, связной речи.
-
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи включает в себя несколько этапов: Уточнение и расширение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящимся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования; Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
-
Формирование связной речи.
Развитие навыков построения связного высказывания происходит в двух основных направлениях: 1.Программирование смысла. 2.Формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания -установление логических связей последовательности, отбор языковых средств.
-
Развитие лексического запаса ,грамматического строя, связной речи.
Игровой набор «Расскажи сказку» успешно используется в ходе развития связной речи и для коррекции лексико-грамматического строя речи, в целях преодоления дислексии и дизграфии аграмматического характера, его также можно использовать для коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза( для работы с деформированным текстом) и для развития зрительного внимания , памяти, логического мышления.
-
Дифференциации слов-предметов, признаков, действий; Построение высказывания по опорным схемам.
-
Развитие лексического запаса ,грамматического строя, связной речи: дифференциация слов предметов, признаков, действий.
-
Развитие лексического запаса ,грамматического строя, связной речи: дифференциация живых- неживых предметов, слов-действий с словами-предметами, ознакомление с словами признаками.
-
Развитие лексического запаса ,грамматического строя, связной речи.
Эта же игра подходит для развития навыка словообразования, позволяет проводить работу на дифференциацию сходных по звучанию корневых морфем, способствует увеличению словаря, преодолению дизграфии на почве нарушения анализа и синтеза и аграмматической дизграфии.
-
-
Развитие лексического запаса ,грамматического строя, связной речи: выделение корневой морфемы в группе однокоренных слов; образование однокоренных слов и выделение словообразовательных морфем.
-
Развитие лексического запаса ,грамматического строя, связной речи.
Общеразвивающая игра « Предлоги», используется для преодоления аграмматизмов в устной речи, для коррекции аграмматической дизграфии и дизграфии на почве нарушения анализа и и синтеза.
-
Общеразвивающая игра « Предлоги» , закрепление значения предлогов, значения и написания наречий, обозначающих место нахождение: «рядом», « возле», «около», «между».
-
-
Развитие лексического запаса ,грамматического строя, связной речи.
Для увеличения словаря, уточнения значения слов, формирования внутрисистемных связей речевых компонентов используются игры «Отгадай загадку» , « Не тяни кота за хвост».
-
Игра « НЕ тяни кота за хвост» - работа с фразеологизмами, позволяет обучать образной речи , способствует уточнению лексического значения слов, развитию связной речи.
-
Игра « Отгадай загадку» также позволяет провести работу по расширению словаря, уточнению значения слов, формированию обобщающих понятий: «времена года», «атмосферные явления», «одежда», «инструменты» и т.д.; способствует преодолению аграмматической дизграфии, развитию связной речи.
-
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.
Развитие: -устойчивости внимания; -способности к запоминанию; -способности к переключению; -навыков и приемов самоконтроля; -познавательной активности; -произвольности общения и поведения.
-
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.Игры :«Мои первые часы», «Времена года», «Форма и цвет», логические блоки Дьенеша.
-
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.
Логические блоки Дьенеша и игры «Форма и Цвет» , «Времена года» «Мои первые часы» ,применяются для развития зрительно-пространственных функций на их материале отрабатываются: -быстрое и четкое узнавание образов; -дифференциация сходных зрительных образов и их различение по цвету, форме, величине; -ориентировка в собственном теле, окружающем пространстве(право-лево, верх-низ); Формирование пространственных представлений(пространственного гнозопраксиса); Формирование временных представлений о явлениях природы, различение понятий « времена года», « месяцы» , «сутки» с учетом их признаков; Усвоение временной последовательности и умения оперировать временной иерархией в практической деятельности; Развитие зрительно-моторной координацией;
-
Развитие временных представлений, закрепление сукцессивных рядов(времена года, месяцы, дни недели), формирование умений верно употреблять конструкции с наречиями вчера , сегодня, завтра, использовать глагольные формы будущих и прошедших времен: игры «Времена года», « Мои первые часы».
-
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению
Преимущественно работа с блоками Дьенеша и игрой «Форма и Цвет» направлена на закрепление понятий формы , цвета , объема, размера, пространственных представлений; успешно используется для профилактики и коррекции оптической дизграфии.
-
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: рисунок « Радуга», графический диктант-коррекция оптической дизграфии.
-
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: коррекция оптической дизграфии.
-
Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз НОНР на школьном логопункте.
В ходе учебно-игровой деятельности более успешно происходит: -формирование полноценных учебных умений(планирование предстоящей деятельности и ее контроль); Развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков( умения внимательно слушать, понимать учебную задачу, выполнять учебные действия, умения отвечать на вопросы по предложенной схеме или самостоятельно, развитию речевого этикета)
-
Литература.
1.Аксенова Э.В., Якубовская А.К.Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.М.,1991. 2.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.М.,2005. 3.Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.М.,1991. 4.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников.М.,1997. 5.ЯстребоваА.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.М.,1999
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.