Содержание
-
учитель-логопед Бердникова Елена Владимировна О значимости логопедических занятий в коррекционном процессе
-
является важнейшей психической функцией человека универсальным средством общения, мышления, организации действий. Отклонение в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют формированию полноценной личности. Речь
-
На школьный логопункт в первую очередь зачисляются дети, имеющие следующие речевые нарушения:
-
Фонетический дефект – преимущественно искажённое произношение фонем или отсутствие каких-либо звуков вообще.
-
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – когда у ребёнка имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи: наличие дефектов произношения, недостаточность фонематических процессов (дифференциация оппозиционных звуков(т-д, к-г, б-п…); несформированность анализа и синтеза звукового состава слова.
-
Общее недоразвитие речи (ОНР) – в этом случае нарушены все три компонента речевой системы: фонетика, лексика и грамматика. ОНР – это самый сложный вид речевого нарушения, зачастую встречающийся у многих учащихся начальных классов.
-
Коррекционная логопедическая работа проводится на логопедическом пункте по следующим направлениям:
-
диагностическое; коррекционное; консультативное; методическое.
-
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Диагностическое обследование состояния устной и письменной речи у младших школьников проводится в течение учебного года. По результатам диагностического обследования составляются планы коррекционной работы и перспективные направления взаимодействия учителя-логопеда и педагогов.
-
КОРРЕКЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Коррекционная работа по специальным коррекционно - развивающим программам, направленная на устранение дефектов письменной и устной речи, проводится в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
-
На индивидуальных занятиях работа ведется по следующим направлениям: - формирование правильного произношения; - воспитание артикуляционных навыков, фонетической стороны речи, слоговой структуры и фонематического восприятия; - развитие мелкой моторики рук.
-
Подгрупповая работа строится на основе комплектования групп детей, имеющих однородные речевые нарушения. Работа направлена на автоматизацию звуков, обогащению и активизацию словаря, развитию грамматического строя речи, формирование навыков словообразования, развитие слоговой структуры слов, развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза, совершенствование связной речи.
-
На фронтальных занятиях проводится следующая работа: -закрепление правильного произношения звуков; -различение на слух звуков; -дифференциация правильно произносимых звуков; -усвоение слов различной звуко-слоговой сложности; -формирование грамматического строя речи; -развитие диалогической и монологической речи.
-
Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия: -систематичность проведения; -распределение их в порядке нарастающей сложности; -подчиненность заданий выбранной цели; -чередование и вариативность упражнений; -воспитание внимания к речи.
-
Коррекционная работа, направленная на устранение нарушений письменной речи у младших школьников ведется по следующим направлениям: развитие графомоторных навыков; развитие пространственно-временных представлений; работа на фонетическом уровне (развитие фонематического восприятия, звукового анализа, дифференциация букв, имеющих кинестетическое сходство, дифференциация фонем, имеющих аккустико - артикуляционное свойство).
-
Коррекционная работа на лексическом уровне направлена на количественное и качественное расширение и активизацию словаря, развитие слогового и морфемного анализа и синтеза слов, развитие функций словоизменения и словообразования. Коррекционная работа на синтаксическом уровне акцентирует свое внимание на формирование синтаксических обобщений и представлений о структуре предложений.
-
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В рамках оказания практической помощи педагогам и родителям, проводятся консультации, тематические собрания, открытые и совместные занятия с детьми и родителями.
-
МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В рамках образовательной программы учреждения разработана программа логопедического и психологического сопровождения для детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения письменной речи.
-
Функции логопеда: • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.• Работа по коррекции звукопроизношения.• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
-
• Работа по коррекции слоговой структуры слова.• Формирование послогового чтения.• Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.• Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.• Предупреждение нарушений письма и чтения.• Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.