Содержание
-
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 21 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Консультация логопеда Предупреждение дисграфии у дошкольников и учащихся первых классов Учитель –логопед высшей квалификационной категории ГБДОУ № 21 Колпинского района Санкт –Петербурга Соболева Ольга Борисовна Санкт-Петербург 2016 год
-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕОБЛАСТИ
Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Речевое развитие. Физическое развитие.
-
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Включает: Владение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного и пассивного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие речевого творчества. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности, как предпосылки обучения грамоте.
-
ДИСГРАФИЯ
Дисграфия- это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках письма, обусловленных несформированностью высших психических функций. Наш парк. Вот наш пак. Мы лубим там гулять. вот кумба. Наклумбемн огоцетов.
-
Виды дисграфии
Артикуляторно-акустическаядисграфия. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая). Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Аграмматическаядисграфия. Оптическая дисграфия.
-
Предупреждение дисграфии у дошкольников и учащихся первых классов
Актуальность и значимость Для современной общеобразовательной школы характерны специфические трудности овладения грамотой некоторых категорий учащихся первых классов. Это явление далеко не случайное. Причины уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть дифференцировать звуки и буквы, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением. К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них впервые дни пребывания в школе возникают трудности на письме. Появление таких ошибок свидетельствует о неготовности ребенка к началу школьного обучения.
-
Примеры работ учащихся начальной школы
СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ Дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания- дифференциации фонем. 2 класс
-
2 класс
-
Цели и задачи предупреждения дисграфии
В процессе предупреждения дисграфии ставятся следующие задачи и цели: - формирование и развитие фонематического восприятия; - формирование и развитие фонематического анализа и синтеза; - дифференциация смешиваемых звуков; - развитие слогового анализа и синтеза; - развитие зрительного восприятия и воображения; - уточнение расширения объема зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представления; - развитие функций словоизменения; - развитие функций словообразования; - развитие анализа структуры предложения (уточнение и усложнение структуры предложения); - расширение словарного запаса.
-
Устранение предпосылок дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Чаще всего у детей начальных классов встречается дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза. Наиболее распространенными ошибками являются искажения звукослоговой структуры слова, нарушения границ предложения, границ слова, слитное написание предлогов. Осень. Натала осень. Целы день и дёт додик. Дуетвтер. Нашсадикголый На зелме лужи. мама взяла зонт ипошла на рабту. Волдя надел курку и споги. Он и дёт в шолу. Пример работы учащегося начальной школы 2 класс
-
Дорожка гласных и согласных звуков
Игра направлена на закрепление акустических характеристик звука: гласные и согласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Ребенку предлагается пройти по дорожке звуков и назвать звуки, наступая на следы. Если ребенок наступает на красный след, то необходимо назвать гласный звук; на синий след – твердый согласный звук; на зеленый след – мягкий согласный звук.
-
Карнавал гласных
Игра направлена на закрепление умение выделять и различать гласные звуки на фоне слова. Ребенку предлагается украсить карнавальные костюмы картинками с заданным звуком. Если у человечка в руках бАлАлАйкА, то украшаем костюм картинками со звуком [А].
-
Собери портфель
Игра направлена на развитие звукового анализа слов, на закрепление умения подбирать звуковую схему к слову. Ребенку предлагается выбрать звуковую схему слова и подобрать картинку к этой схеме. На схеме твердые согласные обозначены синим цветом, мягкие согласные – зеленым, гласные – красным. Можно предложить ребенку назвать только гласные или только согласные звуки.
-
Устранение предпосылок аграмматическойдисграфии
Основным способом профилактики данного вида дисграфии является формирование грамматической системы языка. Трудность формирования грамматического строя проявляется уже в устной речи до овладения процессом письма. Это бедность морфо-синтактических конструкций, ошибки в согласовании слов в предложении. Встречяпирнатых друзей. Весенние сонцерас топило последняя снек. Шумныийручипобижали по дорошкам, оврашкам. ярки луч весило играет в ваде. Напригоркахпоевиласмалоденкаятрафка. Пример работы учащегося начальной школы 3 класс
-
Исправьте деформированные предложения Бутон сидит на букашке. На бутоне сидит букашка. Перья чистят клювом попугая. Попугай чистит клювом перья. На перекрестке есть пешеходная переход. На перекрестке есть пешеходный переход. У черепахи крепкое панцирь. У черепахи крепкий панцирь. Исправьте аграмматизмы в предложениях
-
Устранение предпосылок акустической дисграфии
В работах детей также часто встречаются ошибки на замены букв, обозначающие фонетически близкие звуки. В большинстве случаев замены букв обусловлены нечеткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Осень. Наштала осень. Челы день и дёт тодик.тует ветер. Насшадик голый. На зелмелузи. мама взяла зонт ипосла на рабту. Волдя надел курку и споги. Он и дёт в шолу. Пример работы учащегося начальной школы 2 класс
-
Собери веночек
Игра направлена на развитие фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок (умения различать акустически схожие звуки). Ребенку предлагается украсить один венок картинками со звуком [С] , а другой венок – картинками со звуком [Ш]. Берутся акустически похожие звуки [З] - [Ж], [ Д] - [Т], [Р] - [Л],[В] - [Ф], [Б] - [П] идругие.
-
Устранение предпосылок артикуляторно-акустическойдисграфии
в основе этого вида дисграфии лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков. Профилактика начинается с работы над правильным произнесением дефектных звуков. Это постановка звуков, автоматизация и развитие связной речи. Параллельно необходимо проводить работу по предупреждению акустической дисграфии.
-
Устранение предпосылок оптической дисграфии
Профилактика оптической дисграфии должна быть направлена на преодоление отставаний в развитии у ребенка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Пример работы учащегося начальной школы
-
Графический диктант
Игра направлена на развитие ориентировки на листе бумаги в клеточку, на развитие зрительно-пространственных функций. Ребенку предлагается нарисовать фигурку по клеточкам. При этом взрослый использует понятия - вверх, вниз, вправо, влево.
-
Предупрежден – значит вооружён
Дисграфию лучше предупреждать в дошкольном возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе возникнут проблемы с русским языком и чтением и появится негативное отношение к учёбе. Взрослым необходимо особенно внимательно наблюдать за процессом овладения ребёнком письменной речью (письмом и чтением): если Ваш ребёнок имеет в анамнезе ОВЗ; если у ребенка есть проблемы с памятью и вниманием; если ребёнок занимался с логопедом или дефектологом; если у ребенка нарушен неврологический статус; если к школе остаются нарушения устной речи.
-
Использованная литература
1. Ефимекова Л.Н.,Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов.-М., 1970. 2. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., ВЛАДОС, 1999. 3. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., ВЛАДОС, 1997. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.