Содержание
-
Специфические ошибки письменной речи, связанные с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза
Халикова Лилия Явдатовна, учитель-логопед МБОУ «СОШ № 10» г. Когалым 2012 г.
-
Причины:
Затруднения при определении места звука в слове, выделении звука из слова. Затруднения при определении последовательности звуков в слове. Затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.
-
Виды ошибок:
Пропуск букв, слогов в словах: сдит– сидит гова– голова Недописывание букв и слогов в словах: пили – пилили красн – красный
-
Вставка лишних букв и слогов в словах: собабака– собака стлол – стол Перестановка букв и слогов внутри слова: звял – взял игонда - иногда
-
Слитное написание слов: детииграли – дети играли надерево – на дерево Произвольное деление слов: вскочилнаветку - вскочил на ветку Раздельное написание частей слова: при летели – прилетели я сный- ясный
-
Работа по развитию языкового анализа и синтеза проводится по нескольким направлениям:
Развитие фонематического анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза. Развитие анализа предложений на слова.
-
Приемы работы по устранению ошибок
-
Задания для развития звукобуквенного анализа и синтеза:
Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Преобразовать слова: А) Добавляя звук в начале слова. Примерные слова: рот – крот, Оля – Коля. Б) Добавляя звук в конце слова. Примерные слова: бок – бокс, пар – парк; В) Изменяя один звук слова (цепочка слов). Примерные слова: сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын. Г) Переставляя звуки. Примерные слова: пила – липа , карп – парк, кукла – кулак. Какие слова можно составить из букв слова? Пример: ствол (стол, вол).
-
От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего. Пример: дом – мак – кот – топор – рот… Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слово, которое получится из выделенных звуков: Луна – стол – Л Кино – игла – И Лампа – мышь – М Окна – дом – О Нос – Анна – Н
-
Игра в кубик. На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика. Определить последующие и предыдущие звуки в названии предметов на картинках. Например, детям предлагаются картинки с изображением полки, сумки, пилы. Дети называют картинки. Затем логопед даёт следующие задания: назвать слово, в котором после «л» слышится «к», после «м» произносится «к», перед «л» находится «и» и т.д.
-
ПРОЧИТАЙ СЛОВО ПО ПЕРВЫМ БУКВАМ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ
Кукла Носки Игла Г А К Н И Галстук Автобус
-
ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ. УЗНАЙ ОТГАДКУ ПО ПЕРВЫМ БУКВАМ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ.
Была зелёной, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. В И Ш Н Я
-
РАСШИФРУЙ СЛОВО
-
КРЕСТИКИ
О М Д К Т
-
КОМПЬЮТЕР
К О Н Л А С
-
БУКВА - ОЗОРНИЦА
ч и х а т ь т ч и а т ь
-
СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
Слово делится на части. Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей.
-
Задания для развития слогового анализа и синтеза:
Называние гласных звуков слова. Для этого задания подбираются слова, произношение которых не отличается от написания. Выделение гласных звуков с использованием соответствующих букв разрезной азбуки. Раскладывание картинок под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы: _а__а, _о__а, _у__а. Определение количества слогов в названии картинок с помощью схем. Выкладывание под каждой картинкой схемы, которая соответствует количеству слогов в слове.
-
Раскладывание картинок в два ряда под соответствующими схемами в зависимости от количества слогов в их названиях. Составление слова из слогов, данных в разбивку, с опорой на соответствующие картинки. Придумывание слов с определенным количеством слогов. Определение пропущенного слога в названии картинки. Например: -ва, до-га. Составление слов из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, ро, па. Придумывание слов с определённым слогом в начале или конце слова. Составление из двух слов третье, переставляя буквы. Составление слов из слоговых цепочек по принципу домино.
-
СОСТАВЬ СЛОВО ИЗ ПЕРВЫХ СЛОГОВ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ
КА БИ НА КАПУСТА БИНОКЛЬ НАСОС
-
СОСТАВЬ СЛОВО ИЗ ВТОРЫХ СЛОГОВ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ
МИ НУ ТА ПОМИДОР КОНУРА ГИТАРА
-
СОСТАВЬ СЛОВО ИЗ ТРЕТЬИХ СЛОГОВ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ
РУ КА ВА КЕНГУРУ ТАРЕЛКА КРАПИВА
-
СОЕДИНИ ОДИНАКОВЫЕ ШАРИКИ НИТОЧКАМИ И ПРОЧИТАЙ ПОЛУЧИВШИЕСЯ СЛОВА.
ЧА ЛАТ МАЙ ЮБ КИ СЫ КА ХА КА БРЮ КАКОЕ СЛОВОЛИШНЕЕ?
-
Развитие анализа и синтеза структуры предложения
-
Задания для развития умения определять количество, последовательность и место слова в предложении:
Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нём. Придумать предложение с определённым количеством слов. Распространение предложений путем увеличения количества слов. Составить предложение из слов, данных в беспорядке. Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях (мяч лежит на полке, на мяч села муха, мальчик играет с мячом).
-
Придумать предложение с определённым словом. Составить графическую схему предложения. По графической схеме придумать предложение. Определить место слова в предложении (какое по счёту указанное слово). Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5).
-
ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА, СОСТАВЬТЕ ИЗ НИХ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
стене кукушкой. На висят часы с
-
В НАПЕЧАТАННОЙ ФРАЗЕ УБЕРИТЕ ВСЕ ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ СЛОВА – НАЗВАНИЕ МАТЕРИАЛА, ИЗ КОТОРОГО ИЗГОТАВЛИВАЮТ ШВЕЙНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Дешёлклошёлкмасшёлктешёлкрашёлкбошёлкитшёлксяшёлк. Соедините оставшиеся части в слова, прочитать пословицу о труде шёлк Дело мастера боится.
-
Благодарю за внимание!
Халикова Лилия Явдатовна, учитель-логопед МБОУ «СОШ № 10» г. Когалым 2012 г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.