Содержание
-
«ИКТ в преподавании математики - средство повышения мотивации обучения»
-
Мотивация?
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
-
Мотив - это то, что побуждает человека к действию, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.
-
Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в- четвертых, субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.
-
Пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
-
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
-
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
-
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
-
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.
-
Социальный заказ
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьникам суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает - научить их хотеть учиться.
-
Немного психологии
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями: 1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его. Также из психологии известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них:
-
Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности Содержание и способ раскрытия учебного материала Организация работы над предметом малыми группами Проблемность обучения Создание ситуации успеха
-
А также…
Существенно влияет на мотивацию школьника и иная организация проверки знаний. ИКТ позволяет сделать это процесс более индивидуализированным.
-
Осторожно – ИКТ!
В заключении хочется отметить, что использование ИКТ существенно влияет на развитие познавательной мотивации, однако нельзя применять их слепо. Процесс построения и учебного процесса с использование ИКТ и их разработка должны быть продуманы методически и обоснованы научно.
-
Спасибо за внимание!
Успехов в работе!
-
1. Содержание и способ раскрытия учебного материала. Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности
-
Золотое правило дидактики
«Все, что только возможно предоставлять для восприятия: видимое - зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами…» Коменский Я.А.
-
Коменский рекомендовал использовать в процессе обучения различные средства – слово, картины, макеты, модели и т.п. Можно с уверенностью утверждать, что именно благодаря Коменскому Я.А. принцип наглядности занял прочное место в теории и практике обучения.
-
Конечно Коменский в 17 веке не мог писать о компьютерных технологиях. Компьютер позволяет с другой стороны взглянуть и на слово, и на картины, и на модели. Объекты представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне, в изменении формы, времени. …слово, картины, макеты, модели и т.п.
-
2. Организация работы над предметом малыми группами. Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется. Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности
-
2. Организация работы над предметом малыми группами.
Использование ИКТ в процессе обучения возможно как в индивидуальном, так и в групповом режиме работы. Последний позволяет учитывать ведущую деятельность подросткового периода — общение со сверстниками.
-
3. Создание ситуации успеха. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед. Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности
-
3.Создание ситуации успеха.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным подросткам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации, способствует ситуации успеха.
-
4. Проблемность обучения. Учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера – ядро личности Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности
-
4. Проблемность обучения.
Кроме того, информационно-компьютерные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможности применения проектного метода обучения.
-
Ян Амос Коменский (1592-1670) - один из величайших умов в истории человечества, звезда первой величины эпохи возрождения, создатель научной педагогики. Главный труд - “Великая дидактика” (1632 г.), в которой все законы и правила обучения и воспитания выведены из природы человека - отсюда и принцип природосообразности.
-
Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности Содержание и способ раскрытия учебного материала Организация работы над предметом малыми группами Проблемность обучения Создание ситуации успеха
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.