Содержание
-
Индивидуализация обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС на коррекционно-логопедических занятиях.
Подготовила: учитель –логопед Зорина О. В.
-
Анализ реальной ситуации, сложившейся внастоящее время в системе воспитания иобучения детей школьного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.Дети данной категории составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, так как любое речевое нарушение влечёт за собой трудности при овладении письмом и чтением.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
-
Устная речьПисьменная речь дизартрия дисграфияринолалиядислексиядисфония алалиядислалия заикание ОНР
Нарушения речи у детей с ОВЗ
-
Индивидуализация (с латинского ) – это индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно которому вопросы коррекции, реабилитации, компенсации утраченных функций решаются с учётом особенностей развития каждого ребёнка.
Одним из основных современных средств обучения детей с нарушениями речи, необходимых для достижения наиболее быстрого результата логопедической работы, признан процесс индивидуализации.
-
1. Создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития. 2. Создание условий для дальнейшего развития устной и письменной речи.3. Создание условий, способствующих совершенствованию коммуникации учащихся, успешного усвоения адаптированных основных образовательных программ образования обучающихся с ОВЗ.
Цель деятельности учителя-логопеда в коррекционной школе:
-
Диагностическая работа; Коррекционно-развивающая работа; Консультативная работа; Информационно-просветительская работа.
Направления логопедической работы
-
Заполнение индивидуальной карты речевого развитияСоставление индивидуального маршрута комплексной коррекционной работы
Диагностическое направление – сбор анамнестических данных на основе анализа документации вновь поступивших детей, бесед с родителями, изучения медицинской карточки; специальные диагностические задания. Обследование проводится в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года
-
Структура индивидуальной речевой карты
-
Примерный индивидуальный план комплексной коррекционной работы
-
-
Диагностический материалподбирается с учетом индивидуальных особенностей и разнообразия речевых нарушений обучающихся, что позволяет оценить уровень сформированности речевого развития как говорящих, так и безречевых детей. Для этого используются элементы диагностических методик следующих авторов Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой, Е.В. Кирилловой. Результат обследование мониторинг (начало года) (конец года)комплектование решение о необходимости групп продолжения или прекращения занятий
-
Форма организации логопедического воздействияЗанятия подвижными Индивидуальные микрогруппами занятия
Коррекционно-развивающее направление предполагает реализацию коррекционно-развивающих программ, составленных с учетом возраста, особенностей развития обучающихся, структуры дефекта.
-
Занятия длятся 40 минут. Состав микрогруппы подвижен, не постоянен. Может состоять из 2- 3 человек. Дети комплектуются по сходству дефекта, возрасту, взаимной симпатии. Предусмотрены вариации заданий педагога для разной категории детей. Должны быть задействованы как можно больше анализаторов. Использование демонстрационного, раздаточного материала для каждого задания.
Занятия подвижными микрогруппами
-
Занятия для детей с ЗПР и лёгкой степенью умственной отсталости длятся 30 минут, для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью – 20 минут. Структура занятия зависит от диагноза, возраста, тяжести дефекта. Ребёнку предлагается вариативность видов заданий, выбор.
Индивидуальные занятия
-
знать уровень развития, темп развития каждого ребенка, учитывать его индивидуальные особенности; использовать разнообразные формы и методы организации деятельности детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы; создавать атмосферу заинтересованности каждого ребенка, эмоциональной сопричастности к процессу и результату собственной умственной деятельности и деятельности других;
Основные положения для проведении индивидуально-ориентированных занятий:
-
стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; предусматривать воздействие на различные сенсорные каналы при объяснении нового материала; поощрять стремления ребенка предлагать свой способ работы; применять набор заданий, позволяющий ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала;
-
создавать педагогические ситуации общения, стимулирующие проявление инициативы, самостоятельности, избирательности; обучать детей рефлексированию в процессе проведения всего занятия; анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.
-
В учреждении учителями – логопедами разработаны рабочие программы по коррекции речи обучающихся с ЗПР, а также по развитию и коррекции речи обучающихся с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени тяжести.
Рабочие программы
-
1. коррекция звукопроизношения;2. коррекция лексической стороны речи;3. коррекция грамматического строя речи;4. коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;5. развитие коммуникативной функции речи;6. коррекция нарушений чтения и письма;7. расширение представлений об окружающей действительности;8. развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Программа по коррекции речи для обучающихся с ЗПР и с лёгкой степенью умственной отсталости направлена на решение следующих основных задач:
-
1. развитие понимания обращённой речи;2. овладение умением вступать в контакт, используя традиционные вербальные и альтернативные средства коммуникации;3. развитие умения пользоваться доступными средствами коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Рабочая программа по коррекции речи обучающихся с умеренной или тяжёлой степенью умственной отсталости с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, у которых отсутствует речь или отмечаются лишь отдельные звукокомплексы, направлена на решение следующих основных задач:
-
Во время всего периода сопровождения ребёнка логопед поддерживает контакт с родителями, информируя их о динамике устранения недостатков речи, занимается их просвещением по вопросам коррекции речи.Логопед принимает участие в работе школьного ПМПк и в работе «Службы сопровождения», выявляя детей с проблемами в адаптации, успеваемости, поведении, дает необходимые рекомендации для дальнейшего успешного развития ребенка.
Консультативная работаобеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции и развития речи и социализации обучающихся.
-
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей; консультирование учителей и воспитателей в ходе педсоветов, методических объединений; индивидуальные консультации.
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.