Содержание
-
Психологическое сопровождение и реабилитация семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи с ребенком с ОНР. Подготовила: Скрыльник Марина Валериевна
-
Семья.
Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребенка. Для ребенка, имеющего дефект психического или соматического характера, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта. Включаясь в такую среду, ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих его адаптации и развития. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.
-
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создаватьсоответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающего пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.
-
Цель психологического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме. Задачи психолого-педагогического сопровождения: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
-
Работа специалистов по взаимодействию с семьей ребенка с ОВЗ
-
Основные направления работы по оказанию психолого-педагогической помощи семье
1. Обучение эффективной внутрисемейной коммуникации всех членов семьи, способствующей формированию адекватной самооценки и дающей возможность получать эмоциональную поддержку. Для этих целей может быть реализована программа группового тренинга эффективной коммуникации для нескольких семей. В программу тренинга целесообразно включить разделы: обучение навыкам активного слушания; обучение новым способам общения (подчеркивая эффективность позитивного подкрепления в отличие от негативного подкрепления); обучение навыкам выражения мыслей и чувств от первого лица («Я-сообщение»); гармонизация отношений между диадой «мать с больным ребенком» и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами.
-
2. Оптимизация функционирования семейной системы. Прежде всего, речь идет о необходимости оптимизации системы семейных правил, регулирующих жизнь семьи. (Для этого может использоваться методика организации «Семейного совета», на котором члены семьи выявляют, осознают и оценивают существующие семейные правила и вырабатывают новые).
-
3. Формирование навыков для установления необходимых для функционирования и развития семьи ресурсных социальных связей. Для реализации этой цели будет уместно мотивировать членов семьи на поиск и установление контактов с различными сообществами и организациями, объединяющими людей со схожими проблемами. (Например, сообществом «Даун Синдром»; «Ассоциацией родителей детей с нарушениями слуха»; Обществом помощи аутичным детям «Добро» и др.).
-
4. Формирование адекватного, реалистичного отношения к ограниченным возможностям ребенка. 5. Формирование ответственной родительской позиции 6. Формирование коррекционно-развивающей среды.
-
Формирование коррекционно-развивающей среды
Общая эмоциональная семейная атмосфера, которая создает общий позитивный фон настроения без излишней инвалидизации ребенка; предметно-пространственная развивающая среда, специально организованная с учетом особенностей развития ребенка, включающая в себя функционально-ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций, конструкторы, полусферы, игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики и др.; особый тип коммуникации «Взрослый – ребенок», обеспечивающей поддержку, сотрудничество, соблюдение ритма контакта.
-
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, с использованием информационно-коммуникационных и Интернет-технологий
Психолого-педагогическое сопровождение можно организовать с помощью Оn-line технологий. У ребенка и его семьи появляется возможность успешно реализовать программу с помощью традиционных форм психолого-педагогического сопровождения (групповые, индивидуальные занятия, консультации) и нетрадиционных - в форме Оn-line. Сопровождение в форме Оn-line осуществляется с помощью тех же традиционных форм и методов, но дистанционно. Данные возможности сетевого взаимодействия с родителями могут быть реализованы в следующих формах работы с родителями: - Интернет психологическая диспетчерская служба - Служба Интернет доверия - Служба обратной связи - Дистанционный «мозговой штурм» - Сетевой тренинг - Сетевое проектирование - Марафон идей - Детско-взрослое on-line-консультирование. - Интернет-форумы.
-
Такие формы работы могут использоваться параллельно с проведением занятий в очной форме для тех детей и родителей, которые по каким-либо причинам не могут присутствовать в данный момент в Центре, но способны принимать участие, находясь в домашних условиях, с помощью необходимых Интернет-технологий, предназначенных для дистанционного обучения. Таким образом, Оn-line общение позволяет: - Создать прямую линию доверия для родителей, где их безоценочно выслушают и помогут найти ответы. - Постоянно информировать родителей о продвижении ребенка, текущих успехах и трудностях. - Проектировать и совместно находить решения. - Организовать коррекционно-развивающую работу с семьей в целом: с мамой, папой, ребенком. - Обмениваться опытом и организовать обсуждения. - Создавать ситуации успеха для родителей, ребенка, а также делиться успешными моментами. - Родителям информировать специалиста об актуальных проблемах и успехах ребенка.
-
Направления работы с детьми, имеющими ОНР
Коррекционная работа на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание: - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; - коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков; -консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников; - информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
-
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения в группах с ОВЗ
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников. 2. Аналитическая работа. 3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями). 4. Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями. 5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия). 6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная, подгрупповая и групповая образовательная деятельность).
-
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого – медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано. Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
-
Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий
Задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности реализовываются в процессе индивидуальной, подгрупповой и групповой образовательной деятельности. Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с программой Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи» (I год обучения, старшая группа), технологией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (ч.II , второй год обучения) и перспективному плану логопеда, 3. Филичева Т.Б.. Чиркина Г.В. Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагунина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи (для детей 2-7лет) В основе планирования занятий с детьми лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом (дефектологом), часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы.
-
Подгрупповые, фронтальные занятия проводятся 2 раза в неделю, приоритетно ориентированы на формирование лексико – грамматических средств языка и развитие связной речи Групповые занятия для детей в группе 6 - 7 лет с ОНР в 1 период обучения логопед еженедельно проводит 2 фронтальных занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи, по формированию произношения. Во II период - 2 фронтальных занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи, 1 занятия – по формированию произношения и по подготовке к обучению грамоте. Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда (дефектолога) в течение каждого рабочего дня, недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных занятий фиксируется в тетради посещаемости занятий детьми. План логокоррекционной работы составляется логопедом (дефектологом) на основе анализа речевой карты ребёнка (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования (январь). В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании.
-
На основании индивидуального плана логокоррекционной работы логопед (дефектолог) составляет планы индивидуальных занятий. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности. Коррекционно – логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.
-
Формы сотрудничества с семьей
Участие родителей в педагогических советахРодительские собрания Официальный сайт ДОУ в интернетеПроведение совместных мероприятийИндивидуальные беседы с родителямиГрупповые консультацииПсихолого-педагогическое просвещениеПервичное знакомство, беседа, анкетированиеСоциологические исследования
-
Список используемой литературы:
Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / С.Д. Забрамная. - М., 1993. Методические рекомендации для специалистов центров дистанционного образования в субъектах РФ «Особенности организации обучения детей-инвалидов по дистанционным технологиям» с целью поддержки реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». - М.: Московский институт открытого образования, 2010. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: изд-во АРДЛТД, 1999; Интернет ресурсы: http://www.sad7.trg.ru/p211aa1.html; http://zabcdo.ru/site/center/psychologist/120/full/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.