Содержание
-
Особенности построения ИОМ дошкольника с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (цель, принципы, этапы, задачи). Учитель-логопед ГБДОУ д/с №60 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга Легомина Татьяна Евгеньевна
-
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными какцеленаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов службы сопровождения образовательного учреждения, родителейв процессе включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).
-
Методы, средства и формы работы в инклюзивном ДОУ направлены нарасширение спектра компетенций ребенка, обеспечение социализации в коллективе сверстников. При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности ребенка с ОВЗ. Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей с ОВЗ. В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.
-
При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов (Т.В. Волосовец, Т.Н. Гусева, Л.М. Шипицына и другие): принцип опоры на обучаемость ребенка, т.е. соотнесение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута. принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицына называет его «на стороне ребенка». Педагоги призваны решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка. принцип отказа от усредненного нормирования, т.е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка. принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута. принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден. принцип мультидисциплинарности. Эффективность помощи ребенку зависит от кооперации действий различных специалистов, владеющих различным предметным, профессиональным видением тех или иных аспектов индивидуального развития ребенка.
-
Разработка ИОМ ИОМ может разрабатываться не на всех детей: на детей с проблемами в развитии и на детей, с опережающим развитием. ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению. При разработке необходимым компонентом построения ИОМ должна быть цель.Цель ориентирована на достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка. В проектировании ИОМ необходимо учитывать временные периоды, на которые составляется ИОМ. Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка. Наиболее оптимальный период работы – это планирование на 1-3 месяца.
-
ИОМ несет в себе содержание, состоящее из введения, сбора анамнестических сведений (по возможности), данные диагностик на конкретного ребенка. -Введение, где объясняется, для чего составляется ИОМ, почему данный ребенок нуждается в индивидуальной поддержке, и кто эту поддержку будет осуществлять. -Анамнез (по возможности)– общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ; краткая характеристика состояния его здоровья (если необходимо медицинские рекомендации педагогу об учете необходимых данных при организации обучения). -Диагностические данныена ребенка. Диагностика развития ребенка является основой построения ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата. - Коррекционная работа по результатам диагностики, которая также планируется на срок, определенный временными отрезками; - Сетка занятости ребенка (их может быть от 2 до 5), где указывается последовательность введения ребенка в общую со всеми детьми деятельность; - Режим дня ребенка (тоже от 2 до 5); - Рекомендации по работе с родителями, потому что родители являются основными заказчиками данной работы. Без согласования с родителями работа не проводится.
-
В контролирующую часть структуры ИОМ входят: -Текущий контроль -Отчетность -Итоговая аттестация ребенка Необходимо корректировать ИОМ в связи с изменениями условий пребывания в ДОУ, особенностями развития ребенка на протяжении временных отрезков, на которые рассчитан ИОМ. При построении маршрута также важно учитывать организационно-педагогические условия: - Оценка готовности педагогов, занятых в разработке ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен понимать важность работы, знать всю глубину вопроса, знать индивидуальные особенности ребенка и иметь желание оказать необходимую помощь и поддержку ребенку с ОВЗ. - Согласие родителей на то, чтобы их ребенок занимался по индивидуальной программе. Важной составляющей построения системы ИОМ являются формы реализации, такие как: фронтальная работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа.
-
ИОМ ребенка -документ, фиксирующий проводимые педагогами развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала.
-
ИОМ могут быть разработаны для разных категорий детей с ОВЗ: -для детей с нарушением зрения, - для детей с ЗПР, -для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата, -для детей с тяжелыми нарушениями речи, -для детей с туберкулезной интоксикацией, -для детей с высоким интеллектуальным развитием. -В нашем случае - для детей с нарушением слуха в условиях логопедической группы. (Приложение 1 Алгоритм построения ИОМ ребенка в ДОУ, реализующем инклюзивную практику) Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГОС, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
-
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – систему дошкольного воспитания и обучения. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого ребенка исходя из его конкретного диагноза. Коррекционная, развивающая направленность обучения и воспитания предполагает индивидуальное педагогическое сопровождение развития ребенка с нарушением слуха с опорой на его компенсаторные возможности, здоровые стороны его организма, на сохранные функции всех анализаторов.
-
Индивидуальный подход строится на основе активизации деятельности всех сохранных анализаторов во взаимосвязи с развитием остаточного слуха неслышащих и слабослышащих с использованием индивидуального слухового аппарата. Успех индивидуального сопровождения развития ребенка с ОВЗ (с нарушением слуха в данном случае) зависит от взаимосвязанных условий: Понимание и учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка с ОВЗ, его социального поведения. Обоснованная постановка образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Выявление причин и динамики происходящих изменений в развитии личности ребенка. Выбор наиболее эффективных методов, индивидуальных приемов, технологий коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Создание новых технологий образовательно-воспитательного процесса и совершенствование организационных форм работы. Оказание помощи семье в выборе индивидуального подхода к ребенку в домашнем развитии, воспитании и обучении.
-
Для составления ИОМ и дальнейшего индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ особое значение имеет комплексное педагогическое изучение проблематики. В программе изучения детей с нарушенным слухом выделяются направление углубленного исследования первичного недостатка (нарушение слуха) и разностороннее изучение вторичных отклонений в развитии ребенка : недоразвитие речи, состояние речевого слуха; трудности развития словесно-логического, понятийного мышления, особенности познавательной деятельности, своеобразие эмоционально-волевой сферы, особенности физического и нравственного развития и др.).
-
Основной целью детского сада, является социализация ребенка в обществе. Решение возможно через создание индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для разработки индивидуальной образовательной программы развития, воспитания и обучения ребенка. Для составления и реализации данной индивидуальной программы в условиях ДОУ должны быть проведены такие мероприятия: -анализ состояния здоровья ребенка, комплексное обследование его психического, интеллектуального, речевого развития со стороны педагогов-специалистов ДОУ; -разработка программы командой специалистов; -ознакомление родителей ребенка с предполагаемой программой; -индивидуальные консультации родителей социально-психологической службой ДОУ; -прием заявления родителей с согласием на использование индивидуальной программы для ребенка; -коррекционная работа воспитателей и специалистов ДОУ с родителями и детьми; -мониторинг качества освоения программы.
-
Содержание индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы, составленной учителем-логопедом ДОУ, должно включать разделы: -сведения о ребенке и семье, в которой он воспитывается; -результаты первичного логопедического и педагогического обследования, включающие собранный специалистами и врачами, обслуживающими ребенка, анамнез; (Приложение 2 Примерная схема педагогического изучения дошкольника с нарушением слуха) -перспективное планирование коррекционно-развивающей работы (рабочая программа); -календарное планирование коррекционно-развивающей работы; -тематическое планирование; -планирование работы по взаимодействию учителя-логопеда с воспитателями; -планирование работы учителя-логопеда с семьей; -консультации и материалы для практических занятий с родителями и педагогами; -мониторинг результатов совместной деятельности в триаде «логопед - ребенок с ОВЗ – родители» (в конце учебного года).
-
Специфические задачи и направления работы при разработке ИОМ для составлении рабочей программы: - развить у ребёнка с нарушением слухакоммуникативные навыки (т.е. способность взаимодействовать с окружающими людьми, используя доступные ему формы общения); - развить у ребёнка слуховое восприятие окружающих звуков и речи с помощью ЗУА и без (т.е. развивать у него умение обнаруживать, различать, узнавать различные неречевые и речевые (слова, звуки речи, фразы) сигналы; накопить слуховые образы этих сигналов в памяти ребёнка; - развить у ребёнка с НС языковую способность, т.е. научить его значению множества слов, их звуковому составу, правилам изменения и соединения слов в предложении, использования слов в предложении, использованию языка для общения. Накопить эту информацию в памяти ребёнка. - развить у ребёнка с НС устную речь, т.е. умение порождать мысль, которую ребёнок хочет сообщить, преобразовывать эту мысль последовательность речевых единиц.
-
Развитие речи и слуха ребенка напрямую зависит от его психофизического уровня развития. С детьми с НС необходимо проводить занятия по развитию невербальных функций. - развитие общих представлений об окружающем мире, мышления, памяти, внимания; - развитие двигательной активности (крупная и мелкая моторика); - развитие эмоционально-волевых качеств.
-
Учитель-логопед в своей части ИОМ должен включать такие задачи как: Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей слабослышащих детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. Развитие слухового восприятия по следующим направлениям: обнаружение звука, локализация источника звука в пространстве, различение речевых и неречевых звуков, различение и опознавание различных характеристик звуков, различение и опознавание неречевых звуков окружающей среды, различение, опознавание и распознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, фраз). Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. Работа по вызыванию, постановке звуков, по коррекции звукопроизношения. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Работа по формированию слоговой структуры слова. Обучение чтению. Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
-
Задачи воспитателя при составлении ИОМ ребенка с нарушением слуха следующие: Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов. Закрепление сформированных умений и навыков по развитию слухового восприятия в режимных моментах , на подгрупповых занятиях, на индивидуальных занятиях по заданию логопеда по всем направлениям. Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики. Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания). Закрепление навыков чтения. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
-
Участие родителей при составлении ИОМ имеет большое значение. Работа с родителями детей с нарушением слуха имеет огромное значение для накопления и развития слухо-речевого опыта ребенка с НС. Учитель-логопед и воспитатель, обладая знаниями, методами работы с детьми, учитывая зону ближайшего развития ребенка составляют еженедельные, а при необходимости и каждодневные рекомендации для совместной деятельности родителей и детей с НС в домашних условиях, знакомят родителей с новинками литературы по проблеме, проводят обучающие занятия и консультации. Педагоги на педагогическом консилиуме учреждения знакомят родителей с предложенным маршрутом развития их ребенка, при необходимости и желании родителей совместно вносят коррективы и только потом индивидуальный образовательный маршрут утверждается.
-
Таким образом, для успешного развития ребёнка с нарушением слуха в логопедической группе детского сада важно ориентироваться на индивидуальные особенности, учитывать возможности ребенка, максимально раскрывая его потенциал. Составление индивидуального образовательного маршрута наиболее полно определяет специфическое для ребенка с нарушением слуха соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубину содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы, что в свою очередь создает максимальные условия для реализации образовательных и социальных потребностей для детей.
-
Работа с родителями детей с нарушением слуха имеет огромное значение для накопления и развития слухо-речевого опыта ребенка с НС. Все-таки родители являются первыми педагогами. Учитель-логопед и воспитатель, обладая знаниями, методами работы с детьми, учитывая зону ближайшего развития ребенка составляют еженедельные, а при необходимости и каждодневные рекомендации для совместной деятельности родителей и детей с НС в домашних условиях, знакомят родителей с новинками литературы по проблеме, проводят обучающие занятия и консультации. Таким образом, для успешного развития ребёнка с нарушением слуха в логопедической группе детского сада важно ориентироваться на индивидуальные особенности, учитывать возможности ребенка, максимально раскрывая его потенциал. Составление индивидуально образовательного маршрута наиболее полно определяет специфическое для ребенка с ОВЗ соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубину содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы, что в свою очередь создает максимальные условия для реализации образовательных и социальных потребностей для детей с ОВЗ. Большое спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.