Содержание
-
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и современная система образования
А.Н. Богомолов Директор центра дистанционного обучения ЦМО МГУ им.М.В.Ломоносова доктор педагогических наук
-
План лекции
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и новая педагогическая реальность Общая характеристика новой образовательной парадигмы Современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии ИКТ и новая модель образования ИКТ и дистанционное обучение Виртуальная среда как основа дистанционного обучения «Сокруши в себе ветхого человека»(из письма Пушкина Дельвигу)
-
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и современные тенденции развития образования. Общая характеристика новой образовательной парадигмы. ИКТ в дистанционном обучении РКИ. Виртуальная языковая среда – основа дистанционного обучения. Демонстрация виртуальной языковой среды «Русский язык дистанционно». Моделирование учебного процесса в виртуальной языковой среде. Выводы. «Сокруши в себе ветхого человека»(из письма Пушкина Дельвигу)
-
ИКТ Образование Участники учебного процесса Средства обучения Моделиобучения Информационно-образовательная среда жизни (ИНФОСФЕА)
-
Специфика новой педагогической реальности новая концепция образования - непрерывное обучение на протяжении всей жизни как условие успешной жизнедеятельности; изменение образовательной парадигмы; изменениеотношения учащихся к работе с информацией; формирование нового направления философии образования – КОННЕКТИВИЗМА (Siemens); информационно-дидактическое пространство учебного процесса, новый тип учащегося – ИКТ грамотный пользователь образовательных услуг («цифровое поколение» = digital natives)(Mark Prensky), изменение требований к «профессиограмме» преподавателя РКИ(«цифровые иммигранты» = digital immigrants)
-
Соотношение объема информации с развитием коммуникационных технологий
Десятилетия Годы и дни Века
-
Диалог поколений об e-Learning
-
Современная парадигма образования педагогические технологии информационно- коммуникационные технологии Интеграция очной и дистанционной форм обучения Конструктивизм, проблемное обучение
-
Педагогические технологии
обучение в сотрудничестве «мозговая атака» ситуационнный анализ (case-study) метод проектов «портфель ученика» «тандем-метод» сетевые лекции сетевые семинары сетевые дискуссии тьюториалы сетевые практические занятия сетевые практикумы сетевые дискуссии сетевые консультации телетестинг сетевые игры образовательной направленности виртуальные экскурсии
-
Информационно-коммуникационные технологии
Компьютерные технологии на базе CD-ROM: текстовые редакторы, гипертекстовые редакторы, редакторы мультимедийных презентаций технология виртуальных миров (3-D) 2. Технологии Веб 1.0 (технологии интернета первого поколения): электронная почта, форум, аудиовидео чат, средства IP-телефонии, программы-оболочки (платформы) для создания сетевых курсов (CMS) и организации дистанционного обучения (LMS). 3. Технологии Веб 2.0 (технологии интернета второго поколения): блоги, ВИКИ (= технология коллективного гипертекста), сервисы социальных закладок, сервисы для хранения и создания Power Point презентаций, микроблоги (сервисы для профессионального общения), социальные медиахранилища (фотосервисы, видеосервисы, подкасты), контактные сервисы социально-поисковые системы. 4. Технологии Веб 3.0 (Мобильные технологии): Smart-технологии, распределенный компьютинг, mashup (позволяет создавать контент), Web-Sуndication (RSS-Really Simple Syndication), сервисы для создания виртуальных миров (Second Life – сервис для создания трехмерного виртуального мира) «Облачные» технологии (Cloud computing), Telepresence-технологии, и др.
-
Соотношение объема информации с развитием коммуникационных технологий
Десятилетия Годы и дни Века
-
Типы моделей образования родители – дети (образование в семейном кругу) наставник – ученик (образование в непосредственном социальном общении ) учитель –книга– ученик (образование в опосредованном социальном общении ) учитель – [средства ИКТ+инф.пространство] – ученик (образование в непосредственно-обосредованном общении) Типы инф. революций язык и речь письменность книгопечатание и печатные СМИ средства информационной коммуникации (радио, телефон, ТВ) компьютер телекоммуникационные системы Информационные революциии модели образования
-
отбор материала для обучения из разных источников на разных носителях, создание собственных информационных продуктов и размещение их в среде, помощь учащимся в интерпретации информации, организация индивидуальной, групповой и коллективной работы, управление процессом самостоятельной учебной деятельности учеников через партнерство, непрерывная консультативная деятельность, организация объективных и субъективных формы контроля индивидуальная самостоятельная, коллективная или групповая работа под руководством и при содействии учителя, направленная на решение учебных и жизненноважных проблем, самоконтроль, активное участие в процессе обучения и учения, создание и размещение в среде реальных информационных продуктов, обмен достигнутыми результатами с другими участниками учебного процесса Средства ИКТ + информационное пространство как носитель и источник знания/информации, обучение, контроль УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК УЧЕНИК
-
Что мы понимаем по дистанционным обучением?
Дистанционное обучение/ e-Learning- это система обучения, основанная на взаимодействии субъектов учебного процесса между собой и со средствами обучения на расстоянии при помощи специализированной информационно-коммуникационной образовательной среды.
-
Дистанционное обучение компоненты процесса обучения подсистемы средства обучения цели содержание методы организационные формы учебно-методическая материально-техническая финансово-экономическая маркетинговая нормативно-правовая учебный процесс
-
-
Mostly READ Web Limited number of authors Million of users Static info and home pages Owning content HTML portals Web forms Directories (taxonomy) Ex. Britannica Online WEB 1.0 INFORMATION WEB WEB LEARNING/ READING 1.0 WEB 2.0 SOCIAL WEB COLLABORATIVE RMM WEB LEARNING 2.0 WEB 3.0 SEMANTIC WEB PERSONALIZED WEB LEARNING 3.0 WEB 4.0 INTELLIGENT WEB INTELLIGENT LEARNING 4.0 Mostly Mobile & Personal Web Focus on individual user Integrated on-demand dynamic content Semantic web and content objects Widgets, mashups, metadata, dynamic web services, ontology User behavior Active user engagement Mostly READ-WRITE COMMUNICATIVE Web Millions of authors Billions of users Great interactivity (blogs, wikis, etc.) Sharing content XML, RSS Web applications Tagging (“folksonomy”) Ex. Wikipedia Mostly SELF-LEARNING, SELF-ORGANIZING Web Focus on individual user + Subject Domain + Level of Knowledge Internet as a universal World Computer Web as a universal Knowledge Base 1994-2000 2000-2010 А. Amman & T.Kiss Web 1.0, 2.0, 3.0, 4.0Поколения e-learning 1.0, 2.0, 3.0, 4.0 2010-2020 2020-2030
-
ДО теор. дисциплинам ≠ ДО ИЯ
Специфика ДО ИЯ практическая направленность – обучения; коммуникативно-деятельностная основа обучения Содержание обучения ИЯ комплекс знаний, навыков, умений, необходимых для практическоговладения языком в различных сферах и ситуациях общения
-
Типы учебной интеракции студент - студент Студент Препод. Контент преп - преп контент - контент препод-студент студент-контент препод - контент
-
Основа дистанционного обучения Виртуальная среда обучения
-
Что мы понимаем под виртуальной языковой средой обучения?
Виртуальная языковая среда обучения - это структурированное сетевое окружение участников лингводидактического процесса, которое включает комплекс электронных обучающих и прикладныхресурсов, а также инструментальные и коммуникационные средства.
-
СТРУКТУРА ВИРТУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ Информ.- образоват. компонент Коммуникационный компонент Учебный форум Сервисы Веб 2.0 А-/В-кон- ференции Email, Чат Веб-личный кабинет Студент Студенты Студенты Преп. адм.-тех. служба Дистанционное управление УП (эл.деканат, эл.бухгалтерия) Модели ДО
-
Информационно-образовательный контент ВЯСО Обучающие ресурсы на электронных и печатных носителях Методические рекомендации для учащихся и преподавателей Учебники Учебные пособия УМК Прикладные ресурсы Справочно-информационные ресурсы интернета(словари, энциклопедии, библиотеки, медиатеки, информационные поисковые системы…) Образовательные порталы, ресурсные центры
-
-
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ, ЦЕЛИ Организация и структурирование содержания Методы, организационные формы Средства обучения Организация виртуальной среды ИКТ Модели ДО Профессионализм преподавателя Эффективность системы управления, администрирования
-
Как ИКТ помогают модернизировать обучение РКИ и повысить его эффективность?
создавать различные электронные обучающие материалы; обеспечивать комплексный, интегрированный подход к обучению языку; моделировать реальные речевые ситуации с помощью мультимедиа (графики, анимации, видео, аудио, создавать эффект контакта с языковой средой); обеспечивать подлинную (а не искусственную) коммуникативность дидактических материалов на любом этапе обучения, даже на самом начальном; осуществлять полноценную самостоятельную работу учащихся в индивидуальном режиме на всех обучающих этапах; обеспечивать функционирование гибких моделей обучения, в полной мере учитывающих индивидуальность учащихся; организовывать общение на изучаемом языке в ситуации отсутствия языковой среды; использовать сетевое обучение как самодостаточную модель обучения, позволяя восполнять отсутствующую языковую среду; организовать дистанционное обучение языку с использованием различных моделей; организовывать и управлять учебной и познавательной деятельностью иностранных учащихся; повышать профессиональную компетенцию преподавателей в дистанционной форме и др.
-
Спасибо за внимание!
Андрей (Николаевич) Богомолов anbogomolov@gmail.com http://dist-learn.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.