Презентация на тему "«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ создания условий к развитию творческих способностей учащихся»"

Презентация: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ создания условий к развитию творческих способностей учащихся»
Включить эффекты
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ создания условий к развитию творческих способностей учащихся»" по русскому языку, включающую в себя 37 слайдов. Скачать файл презентации 1.13 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    37
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ создания условий к развитию творческих способностей учащихся»
    Слайд 1

    «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ создания условий к развитию творческих способностей учащихся»(срок реализации – 2 года)

    Автор: учитель русского языка и литературы Неверова Лариса Алексеевна Тамбов 2011 МОУ лицей № 29 г. Тамбова Педагогический проект на тему

  • Слайд 2

    Актуальность проекта

    В Концепции модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, что невозможно без развития творческих способностей личности; Модернизация школьного образования ориентирует на развитие творческого потенциала учащихся. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика; В соответствии с Программой развития МОУ лицея №29 основная стратегическая цель – подготовка интеллигентного, образованного и культурного человека, обладающего творческим мышлением, способного легко интегрироваться в современных динамичных условиях жизни.

  • Слайд 3

    Проблема исследования:

    Формализованный характер организации образовательной среды Старые способы представления и усвоения знаний Необходимость сделать образовательную среду сферой творческой реализации учащихся Ограниченное количество учебного времени Возрастающий объем информации Противоречия

  • Слайд 4

    Цель проекта -

    создание организационно – педагогических и методических условий для развития творческих способностей ученика, для активизации исследовательской деятельности учащихся посредством использования ИКТ на уроках русского языка и литературы

  • Слайд 5

    Задачи проекта:

    способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности. формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам (русский язык, литература) через использование ИКТ. внедрять ИКТ для развития познавательного интереса учащихся, формирования творческих способностей, развития рефлексии. воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.

  • Слайд 6

    Гипотеза проекта:

    комплексное использование информационно-коммуникационных технологий обучения на уроках русского языка и литературы повысит интерес к предметам, будет способствовать переориентации ученика в активного участника учебного процесса, создаст условия для развития творческих способностей обучающихся.

  • Слайд 7

    Участники проекта

    Учитель; Учащиеся 7-9 классов; Школьный психолог.

  • Слайд 8

    Этапы работы над проектом

    1. Предпроектный (сентябрь-декабрь 2008г.): анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой теме; выявление возможности использования информационно-коммуникационных технологий обучения как средства развития творческих способностей учащихся; определение уровня развития творческих способностей учащихся (методика исследования креативностиТорренса, модифицированные тесты Вильямса, наблюдение, анкетирование, анализ продуктов творческой деятельности учащихся); проектирование дидактической модели развития творческих способностей

  • Слайд 9

    2. Проектный (январь 2009 – февраль 2010г.): Опытно – экспериментальная работа по апробации разработанной дидактической модели; 3. Результативный (март – май 2010г.): Анализ результатов исследования, их систематизация и обобщение, проверка гипотезы.

  • Слайд 10

    Информационно-коммуникационные технологии -

    это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для поиска, хранения, обработки и передачи информации, с помощью компьютера. Главная особенность методик компьютерного обучения заключается в том, что компьютерные средства являются интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог.

  • Слайд 11

    Технические средства Программные средства Электронная доска Компьютерный класс Проектор, ноутбук, экран Электронная почта: учебный почтовый ящик; авторский сайт CD (локальная, сетевая версия) Мультимедийные презентации (готовые, авторские, учащихся) Ресурсы сети Интернет

  • Слайд 12

    Классификация средств ИКТ

    1. По решаемым педагогическим задачам: средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры); вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия); комплексные средства (дистанционные учебные курсы). 2. По функциям в организации образовательного процесса: информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы); интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции); поисковые (каталоги, поисковые системы).

  • Слайд 13

    3. По типу информации: электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, программные и учебно-методические материалы); электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеоэкскурсии, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы); электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений); электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания). 4. По форме взаимодействия с обучаемым: технология асинхронного режима связи – «offline»; технология синхронного режима связи – «online».

  • Слайд 14

    Этапы использования ИКТ в обучении:

    во вступительном слове учителя или учащихся; на этапе предъявления учебной информации; на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером; на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений); на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения; на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.; во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям; при подготовке к ЕГЭ.

  • Слайд 15

    Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы:

    Электронные учебники Обучающие программы Программы-тренажеры Контролирующие и диагностирующие материалы Словари, справочники, энциклопедии Библиотеки Экскурсии и путешествия Игры, викторины, конкурсы Презентации Видеоуроки Организация проектной деятельности учащихся Использование Интернет-ресурсов Дистанционное образование Методические материалы для учителя Персональный сайт учителя http:pptcloud.ru/neverova-larisa-alekseevna http://www.nsportal.ru/neverova-larisa-alekseevna //

  • Слайд 16

    Электронные учебники

  • Слайд 17

    Программы-тренажеры

  • Слайд 18

    Презентация Power Point

    приводит к целому ряду положительных эффектов: обогащает урок эмоциональной окрашенностью; психологически облегчает процесс усвоения; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор; повышает производительность труда учителя и учащихся развивает навыки самостоятельной работы на уроке и при подготовке к нему.

  • Слайд 19

    Словари, справочники, энциклопедии

    Электронная библиотека русской литературы Библиотека школьника Библиотека Кирилла и Мефодия

  • Слайд 20

    Использование интернет-ресурсов

    ● gramma.ru- сайт "Культура письменной речи". Русский язык (справа список тем): Морфология, Орфография, Синтаксис, Лексикология, Фразеология. Ликбез от "Gramma.ru".  Учителю. Экзамены. Стиль документа. Справочный раздел, словари и др. ● gramota.ru - справочно-информационный портал "Грамота.ру". ● learning-russian.gramota.ru - "Класс". Интерактивные диктанты (около 100); Учебник грамоты; Правила русской орфографии и пунктуации. Другие интересные материалы (некоторые из них открываются левой кнопкой мышки). ● slovari.gramota.ru - "Словари" (online). Поиск слова по 9 словарям (проверить - левой кнопкой мышки). Ссылки на словари русского языка и др. словари online (более 50). ● rus.1september.ru - "Я иду на урок Русского языка". Статьи по темам: Фонетика и графика (36); Лексика и фразеология (119); Морфемика и словообразование (22); Грамматика. Морфология (67); Грамматика. Синтаксис (43); Орфография (96); Пунктуация (26); Развитие речи (171); Языковая норма (45); Выразительность русской речи (15).

  • Слайд 21

    ● language.edu.ru - тематические подборки диктантов в разделе "Диктантов по русскому языку"  на Российском общеобразовательном портале. Порядок работы - диктант прослушивается и одновременно печатается Вами в подготовленной форме (диктуют медленно). Затем нажимается "проверить" и очень быстро появляется результат проверки - цветом выделено: слово с ошибкой, пропущенное слово или знак препинания, лишнее слово или знак препинания. ●  naexamen.ru - Учебник по орфографии и пунктуации   ● gumfak.ru - "Грамматический разбор. Словообразовательный, морфемный и морфологический анализ слова." Рябушкина С.В. ● distedu.ru - Интернет-учебник "Русская пунктуация" (Тверской Гос. Университет, 2001г.)  ● kursy.ru  - курс "Ошибки словоупотребления"

  • Слайд 22

    Преимущества ИКТ

  • Слайд 23

    Творческие способности -

    умение творчески мыслить; гибкость, точность, быстрота, оригинальность мышления (дивергентное мышление); нестандартность, неординарность в решении проблем; возможность прогнозирования, предвосхищения; способность к созданию нового, идеального; желание проводить исследовательскую деятельность; положительная познавательная мотивация, активность, интерес, увлеченность творческим делом.

  • Слайд 24

    Основные показатели творческого мышления:

    оригинальность мысли, возможность получения ответов, значительно отличающихся от привычных. Преодоление барьеров прошлого опыта. Нестандартное мышление и восприятие мира. быстрота и плавность возникновения ассоциативных связей. Способность к нахождению необычных ассоциативных связей между двумя разными вещами. восприимчивость к проблеме. Нахождение противоречий в последовательности явлений. Видение новой проблемы, установление связи с другими проблемами. беглость мысли ( количество идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторыми требованиями). способность найти несколько непривычных функций объекта или его части.

  • Слайд 25

    Дидактическая модель развития творческих способностей учащихся

    Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы Использование электронных учебников, обучающих программ, тренажеров, онлайн -тестирования; Уроки с использованием компьютерных форм контроля; Составление списка интернет-ресурсов для подготовки к урокам; Поурочные презентации в поддержку преподавания русского языка и литературы; Реализация учебных проектов; Участие в интернет-проектах, конкурсах; Дистанционное обучение (дети, находящиеся на домашнем обучении); Персональный сайт учителя http:pptcloud.ru/neverova-larisa-alekseevna Способы развития творческого потенциала личности Создание презентации; Реализация учебных проектов; Творческие работы; Сборники иллюстраций к собственным произведениям; Создание интерактивных таблиц, схем, тестов, опорных конспектов; Виртуальные экскурсии; Создание видеофрагментов к урокам; Игры, викторины; Участие в творческих конкурсах, олимпиадах; составление электронных сборников дидактических материалов по ру сскому языку и литературе

  • Слайд 26

    Практическая реализация дидактической модели

    Составление электронного сборника тестов по разделам « Причастие» (7 класс), «Сложное предложение»( 9класс); Создание презентаций « Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова»( 8 класс), « Пейзаж в романе А.С.Пушкина « Евгений Онегин»»( 9 класс), «Загадка « Сказки о золотом петушке» А.С.Пушкина»( 9 класс); Реализация учебных проектов «Е.Пугачев в русских народных песнях и повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка» (8класс), « Речевой этикет учащихся среднего звена»(7 класс), « Рисование метафор» ( 9 класс), « язык рекламы и его влияние на речь современных школьников»; Создание виртуальной экскурсии « В краю великих вдохновений»( 9 класс); Участие в проекте для одаренных детей « Алые паруса»в секции « Литературное творчество» на портале « Социальная сеть работников образования» http://pptcloud.ru/ap/literaturnoe-tvorchestvo/library/;( 9 класс); участие в проекте « Источник знаний» на интернет-портале http://www.proshkolu.ru/ ( 9 класс); Создание викторины по литературе с мультимедийной поддержкой ( 8 класс); Создание видеофрагмента к уроку в нетрадиционной форме по разделу « Имя числительное» ( 6 класс); Проведение онлайн-тестирования http://www.examen.ru/main ( 7-9 классы)

  • Слайд 27

    Анализ результатов анкетирования учащихся

  • Слайд 28

    Участие учеников в творческих конкурсах и проектах (%)

    2008-2009 уч. год 2009-2010 уч. год

  • Слайд 29

    Участие учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях

  • Слайд 30
  • Слайд 31

    Качество знаний по русскому языку и литературе

  • Слайд 32

    Результаты экзамена в новой форме на государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 2009-2010 учебном году

    9А 9В

  • Слайд 33

    Определение уровня развития творческих способностей учащихся(май 2010г.)

  • Слайд 34

    Результативность проекта:

    возрос интерес учащихся к урокам русского языка и литературы; увеличилось число участников творческих конкурсов, конференций, предметных олимпиад; повысилось качество знаний по русскому языку и литературе; по результатам психологического тестирования, у 6% учащихся наблюдается динамический рост уровня развития творческих способностей; улучшилась психологическая атмосфера на уроках, учащиеся получили возможность реализовать свой творческий потенциал, деятельность участников образовательного процесса стала более продуктивной.

  • Слайд 35

    Результат

    Гипотеза о возможностях использования информационно-коммуникационных технологий обучения на уроках русского языка и литературы как средства повышения интереса к предметам, переориентации ученика в активного участника учебного процесса, создания условий для развития творческих способностей обучающихся подтвердилась.

  • Слайд 36

    Информационные ресурсы

    Адольф В.А., Степанова И.Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога // Информатика и образование. Серия: Педагогика. – № 1. – 2006. . Альтшуллер Г.С.Рабочая книга по теории развития творческой личности. Часть 1.-Кишинёв: МНТЦ «Прогресс», 1990. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002; Дронов В. Современная информационно-образовательная среда – важнейшее условие на пути к новому качеству образования // Просвещение. Информационно-публицистический бюллетень. – Спецвыпуск, август 2009. Казыханов В.С. Технология творческого развития: воспитательный аспект // Образование. 2002. №2; Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок. Альтернативные уроки. Ростов-на-Дону, 2007; Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - М., 2000 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва: «Народное образование» 1998 г. www.pedsovet.org; http://www.uchportal.ru ;http://www.edu-tsor.edu.cap.ru; http://www.my-edu.; http://www.school-collection.ru; http://www.openclass.ru; http://www.rusedu.ru; http://www.proshkolu.ru

  • Слайд 37

    Спасибо

    за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации