Содержание
-
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Буратино» г.Тарко-Сале Киселева Надежда Васильевна Учитель-логопед Тема: Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике (постановка звуков)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяет: Улучшить качество обучения и воспитания Обеспечивает наглядную основу изучаемого Способствует развитию фонематического слуха мыслительных операций и более прочного запоминания материала
-
Схема постановки звуков Формы нарушения звукопроизношения Звук отсутствует Звук заменяется Звук искажается Модель артикуляции отсутствующего звука Модель отсутствует Модель артикуляции заменяемого звука Модель артикуляции замены Упражнения с опорой на модели в слуховой дифференциации заменяемых звуков Модель артикуляции заменяемого звука
-
Модели артикуляции звуков Ребенок, не различив на слух какой-либо звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели. Модели артикуляции звуков воссоздают образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков. Работа с моделями артикуляции звуков предполагает тщательное предварительное изучение ребенком строения органов артикуляционного аппарата.
-
Применение моделей артикуляции при исправлении нарушений произношения в группе шипящих звуков [ш], [ж], [щ'] и [ч']
-
Свистящий парасигматизм Губы. При произнесении звука [с] губы в улыбке - на модели , а при произнесении звука [ш] губы округлены - на модели . Язык. При произнесении звука [с] кончик языка у нижних резцов - под , а при произнесении звука [ш] язык поднят за альвеолы - в верху , направление показывает движение языка вверх. Звуки [с] и [ш] глухие - на моделях нет , твердые.
-
Губно-зубной парасигматизм Губы. При произнесении звука [ш] губы округлены - на модели , а при произнесении звука [ф] нижняя губа приближена к краям верхних резцов - на модели фигура, напоминающая дугу. Язык. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы - в верху , направление показывает движение языка вверх, а при произнесении звука [ф] кончик языка у нижних резцов, но оттянут назад - на модели ниже фигуры. Звуки [ф] и [ш] глухие - на моделях нет , твердые.
-
Призубный парасигматизм Губы. При произнесении звука [ш] губы округлены - на модели , а при произнесении звука [т] губы принимают нейтральное положение - на модели . Язык. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы - в верху , направление показывает движение языка вверх, а при произнесении звука [т] кончик языка у верхних резцов - на модели над Звуки [т] и [ш] глухие - на моделях нет , твердые.
-
Шипящий парасигматизм Губы. При произнесении звуков [ш] и [щ'] губы округлены, на моделях . Язык. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы, в верху , направление показывает движение языка вверх, а при произнесении звука [щ'] кончик языка ниже, у альвеол, на модели ниже, направление показывает движение языка вверх. Звуки [щ'] и [ш] глухие - на моделях нет , твердые.
-
Постановка звука [ж] На модели показано, что звуки [ж] и [ш] похожи по положению языка, губ, но при произнесении звука [ж] включен голос, обозначенный на модели .
-
Замена звука [ж] на звук [з] Губы. При произнесении звука [з] губы в улыбке, на модели , а при произнесении звука [ж] губы округлены - на модели . Язык. При произнесении звука [з] кончик языка находится у нижних резцов - под , а при произнесении звука [ж] язык поднят за альвеолы - на модели движение вверх. Звуки [з] и [ж] звонкие, на моделях
-
Постановка звука [щ'] означает, что при произнесении звука [щ'] губы округлены, вверх - язык поднят вверх, но ниже, чем при произнесении звука [ш] Постановка звука [ч'] Звук [ч'] относится к группе аффрикат, т.е. он возникает в результате быстрого соединения смычно-взрывного звука [т'] с последующим щелевым звуком [щ']. На модели означает, что губы выдвинуты вперед, округлены. В первый момент кончик языка производит смычку с верхними резцами - в низу . В следующий момент кончик языка поднимается к небу, показывает движение языка вверх, а следующее положение кончика языка.
-
Замена звука [щ'] на звук [ч'] Губы. При произнесении этих звуков губы округлены, слегка выдвинуты вперед - на моделях . Язык. При произнесении звука [щ'] кончик языка поднят к альвеолам - на модели в середине , а показывает движение языка вверх. Звук [ч'] сложный по артикуляции, состоит из двух звуков [т'] и [щ']. В первый момент кончик языка находится у нижних резцов - на модели в низу , а во второй момент кончик языка отходит к альвеолам - на модели движение вверх.
-
Замена звука [р] на звук [л] Различия заключаются в том, что при произнесении звука [р] кончик языка совершает колебательные движения – на модели , а при произнесении звука [л] боковые края языка опущены и воздушная струя проходит по бокам языка – на модели фигура напоминает букву и воздушная струя проходит по бокам языка – на модели фигура напоминает букву [л].
-
Модель артикуляции звука [а] Модель артикуляции звука [у] Модель артикуляции звука [о] Модель артикуляции звука [ы] Модель артикуляции звука [и] Модель артикуляции звука [э] Гласные звуки
-
Модели артикуляции звуков - это не просто буквы алфавита, которые надо учить. Каждая модель дает практически полную наглядную характеристику звука во всем его фонетическом разнообразии и соответствует положению органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.