Содержание
-
Дислалия Учитель-логопед: Казанцева О.В.
-
Дислалия (от греч. Dis – приставка, означающая частичное расстройство, и lalio – говорю) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
-
Дислалия– нарушение звукопроизношения, которое обусловлено либо слабостью нейродинамических процессов, либо нарушением взаимодействия речедвигательного и речеслухового анализаторов, либо нарушением анатомического строения периферического речевого аппарата
-
Формы дислалии: Функциональная - возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения; нарушается воспроизведение одного или нескольких звуков. Механическая (органическая) – возникают в любом возрасте вследствие поражения периферического речевого аппарата; страдает группа звуков.
-
Функциональная дислалия Дефекты воспроизведения звуков при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Причины возникновения: Общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции); запоздалое развитие речи; неблагоприятное социальное окружение.
-
Формы функциональной дислалии: Акустико-фонематическая дислалия; Артикуляторно-фонематическая дислалия; Артикуляторно-фонетическая дислалия.
-
Механизм нарушения звукопроизношения при акустико-фонематической дислалии
Нейродинамические сдвиги в центральном отделе речеслухового анализатора первично страдает фонематический слух ребенок не опознает тот или иной акустический признак звука (фонематическое недоразвитие речи) замены или смешения звуков (фонетико- фонематическое недоразвитие речи) Гора-кора, жук-щук, рыбы-лыба
-
Коррекционная работа при акустико-фонематической дислалии
Подготовительный этап: - развитие фонематического слуха и навыка звукового анализа (на сохранных звуках и дефектных) ! работу по дифференциации звуков необходимо проводить так, чтобы неправильное произношение не мешало ребенку, опора только на слуховое восприятие материала.
-
2. При заменах звуков: постановка заменяемого звука - автоматизация этого звука уточнение артикуляционных и акустических характеристик звука-заменителя - дифференциация звуков
-
3. При смешениях звуков: уточнение артикуляционных и акустических характеристик одного звука уточнение артикуляционных и акустических характеристик другого звука - дифференциация звуков
-
Механизм нарушения звукопроизношения при артикуляторно-фонематической дислалии
Нейродинамические нарушения в речедвигательноманализаторе арт.базане полностью арт.базаполностью сформирована сформирована замена на более простой неустойчивый звуковой по артикуляции звук облик слова (субститут) (смешение звуков) фонетическое недоразвитие речи Крыса-крыша, Толя-Коля, Сад-Садь, Курича-курица, Рапа-лапа
-
Коррекционная работа при артикуляторно-фонематической дислалии
Подготовительный этап: - развитие артикуляционной моторики - развитие фонематического слуха
-
2. При заменах звуков: постановка заменяемого звука - автоматизация этого звука уточнение артикуляционных и акустических характеристик звука-заменителя - дифференциация звуков
-
3. При смешениях звуков: уточнение артикуляционных и акустических характеристик одного звука уточнение артикуляционных и акустических характеристик другого звука - дифференциация звуков
-
Механизм нарушения звукопроизношения при артикуляторно-фонетической дислалии
слабость мышц артикуляционного аппарата не сформированы правильные артикуляционные уклады звуки произносятся ненормированно (Искаженное произношение звуков: ротицизм, ламбдацизм, сигматизм, йотацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм. Замены звуков: параротацизм, парасигматизм и т.д. ) фонетическое недоразвитие речи
-
Недостатки произношения звуков р и р’(искажения — ротацизм, замены — параротацизм).
Велярное – щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, многоударная вибрация мягкого нёба. Увелярное -вибрирует только маленький язычок. Боковой ротацизм- вибрирует один из боковых краев языка. Щечное - щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. Одноударный - отсутствует вибрация Кучерское - вибрируют сближенные губы Параротацизмы - замены звука р парным мягким р, а также л, j (йот), г, д и др.
-
Недостатки произношения звуков л и л’(искажения— ламбдацизм, замены—параламбдацизм).
Двугубное - наподобие краткого у, встречающегося в некоторых диалектах, или звука w, свойственного фонетическому строю английского языка. Параламбдацизм - замены кратким гласным ы, фрикативным г (как в южнорусских диалектах), мягким и полумягким л, j (йот), изредка встречается замена звуком р и некоторыми другими.
-
Недостатки произношения звуков с — с’, з — з’, ц (искажения—сигматизм, замены—парасигматизм).
Сигматизм: Межзубный - слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Губно-зубной - в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука ф) Боковой - Выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами.
-
Парасигматизм: Призубный -Язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук типа взрывного то или, при звонком, — д. Шипящий - Язык принимает артикуляцию, характерную для ш, или артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный щ
-
Недостатки произношения шипящих звуков ш, ж, щ, ч
Ш,Ж Щечное - Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при произнесении звонкого ж к шуму прибавляется голос; произнесение звука сопровождается раздуванием щек. Нижнее - Щель образуется не сближением кончика языка с твердым нёбом, а передней частью его спинки. Шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук, щ, Заднеязычное - Щель образуется сближением задней части спинки языка с твердым нёбом.
-
Щ Укороченное произношение; Замена мягким свистящим звуком; произнесение щ с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание шч («шчука» вместо щука). Ч замену ч мягкой свистящей аффрикатой ц Замена на т или ш
-
Недостатки произношения звука j (йот) (йотоцизм).
замена мягким л (в его нижней или верхней артикуляции).
-
Недостатки произношения звуков к, г, х, к’, г’, х’ (каппацизм, гаммацизм, хитизм).
При каппацизме и гаммацизмезвук образуется смыканием голосовых складок,которые резко расходятся в момент прохождения через них воздушной струи повышенного давления. Воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Вместо к слышится гортанный щелчок. При хитизме слышится слабый гортанный шум. замены заднеязычных взрывных к и г переднеязычными взрывным m и д - паракаппацизмаи паратаммацизма. Гаммацизм - замена фрикативным заднеязычным или фарингальным г.
-
Коррекционная работа при артикуляторно-фонетической дислалии
Подготовительный этап: формирование правильных артикуляционных укладов различение на слух правильного и дефектного произношения отработка опорных звуков 2.Этап постановки 3. Этап автоматизации
-
Механическая (органическая) дислалия Нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции) Аномалии зубочелюстной системы: диастемы между передними зубами; Отсутствие резцов или их аномалии; Неправильное положение верхних и нижних резцов или соотношения между верхней и нижней челюстью (дефекты прикуса) Патологические изменения языка: слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная уздечка; Аномальное строение твердого нёба. Губные аномалии (деформации)
-
Механизм нарушения звукопроизношения при механической дислалии
Анатомические дефекты артикуляционного аппарата дефекты звукопроизношения фонетическое недоразвитие речи
-
Коррекционная работа при механической дислалии
1. Подготовительный этап помощь специалистов, развитие моторики артикуляционного аппарата, формирование правильных артикуляционных укладов, развитие кинестетических ощущений. 2.Этап постановки– с помощью артикуляционной гимнастики, от опорных звуков, механический, смешанный. 3. Этап автоматизации
-
Дислалия:
Простая –нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки. Сложная – нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (свистящие и соноры)
-
Этапы логопедического воздействия
1. Подготовительный Цель – включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. формирование осознанного отношения к занятиям., обговаривание правил поведения Работа над формированием восприятия звуков речи Работа над формированием артикуляционной базы 2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Цель: сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Постановка звуков (по подражанию, с механической помощью, смешанный способ) Автоматизация звуков Дифференциация звуков.
-
3 этап-формирование коммуникативных умений и навыков. Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
-
Варианты пересечения психолого-педагогической и клинико-педагогическаяклассификаций:
Фонетическое нарушение речи (ФНР): дислалия, дизартрия или стертая дизартрия, нарушения голоса, ринолалия. Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР): дислалия, дизартрия или стертая дизартрия, ринолалия.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.