Содержание
-
Использование проектного метода на уроках литературы
Подготовила Костичева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы. г. Череповец 2012 год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27»
-
Проектно-исследовательская деятельность учащихся
личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах; позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
-
Основа учебного проекта - идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия.
-
Дидактическая цель урока
самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников; научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретение коммуникативных умений, работая в группах. повышение мотивации учащихся к учебному процессу
-
Задачи по содержанию:Образовательные:
самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников; научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретение коммуникативных умений, работая в группах. повышение мотивации учащихся к учебному процессу
-
Задачи по содержанию. Развивающие:
способствовать развитию системного мышления учеников; содействовать развитию их речевой деятельности; способствовать развитию творческих возможностей учащихся, чувств, эмоций; формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности
-
Задачи по содержанию. Воспитательные:
способствовать воспитанию интереса к предмету, способствовать воспитанию культуры общения, творческой активности способствовать воспитанию свободной личности, организуя такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты.
-
Ключевые компетенции школьника
коммуникативная, культуроведческая, информационная, языковая, исследовательская.
-
Проектная деятельность - педагогическая технология,
ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
-
Метапредметность
Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
-
Основные требования к использованию проектной деятельности:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение). В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся. Использование исследовательских методов. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).
-
Критерии оценивания работ учащихся
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом. 2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; 3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; 4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта; 5. Степень осмысления использованной информации; 6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками; 7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы; 8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; 9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности; 10. Владение рефлексией (или проверим, что у нас получилось в итоге); 11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; 12. Социальное и прикладное значение полученных результатов. (метапредметность).
-
Урок на тему «Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Вид урока: урок - исследование.Предмет исследования учащихся - текст художественного произведения с целью ответа на возникшие проблемные вопросы. Продукт индивидуальной исследовательской деятельности учащихся на уроке - сочинения - эссе.
-
1 группа
Тема: проблема «ума» в комедии. Задание: докажите, что комедия строится на противопоставлении различных типов ума. Сделайте общий вывод: «Произведение А.С. Грибоедова оборачивается своего рода философским трактатом, пытливо исследующим, что есть «ум»…(закончите данную мысль). (Значение слов «философия» и «трактат» найти в Толковом словаре).
-
2 группа
Тема: проблема «безумия» в комедии. Задание: докажите, что признание фамусовским обществом Чацкого сумасшедшим - закономерный итог его появления в этом обществе. Сделайте общий вывод: «Рождение идеи о сумасшествии Чацкого закономерно в фамусовском обществе, потому что…(закончите данную мысль)
-
3 группа
Тема: проблема оценки «ума» Чацкого в критической литературе. Задание. Сравните различные точки зрения на вопрос: умен ли Чацкий? Сделайте общий вывод: « Точка зрения … кажется нам наиболее обоснованной, потому что…» (закончите предложение) или «В ходе обсуждения у нас возникли различные точки зрения…»(Значение фразеологизма «метать бисер перед свиньями» найдите во Фразеологическом словаре).
-
Результатом анализа групповых исследовательских проектов на уроке будут сочинения-эссе, написанные учащимися в конце занятия, и домашнее сочинение «Письмо Чацкому из ХХI века».
-
Примерная тематика исследовательских работ
5 класс. Художественные особенности русской народной сказки (на примере нескольких сказок). Цветовая гамма в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. 6 класс. «Это многих славный путь…» Стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник». Урок-исследование. На чем держится мир? (на примере рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»). 7 класс. Роль художественной детали в новелле А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Отличие сказки от легенды (на примере рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко).
-
8 класс. Общее и различное в характере Гринева и Швабрина. Образ Ивана Грозного и «Песне про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова и «Князе Серебряном» А.К. Толстого. 9 класс. Особенности поэзии А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Урок-исследование «Чичиков в гостях у Коробочки».
-
10 класс. Поэтическое новаторство Н.А. Некрасова (на примере нескольких стихотворений). Портретная живопись в романе И.А. Гончарова «Обломов». «Мысль семейная» в «Войне и мире» (Ростовы, Болконские, Курагины). 11 класс. Афоризмы в пьесе А.М. Горького «На дне». Мифологический подтекст романа Е.И. Замятина «Мы» (борьба добра и зла, свободы и несвободы; становление и рождение в муках души человека). Советская действительность в романах И. Ильфа и Е. Петрова. «С душою светлою, как луч…»: Особенности лирики Н. Рубцова.
-
До свидания! Будьте настойчивы, как это деревце рябины!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.