Содержание
-
ДУРНЕВА Л.А. Технология проблемного обучения на уроках физики. Дурнева Людмила Алексеевна МБОУ СОШ № 2 г. Задонск Липецкая область
-
Проблемное обучение постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует работы мышления.
-
Проблемное обучение -
– это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
-
Виды проблемного обучения.
По содержанию решаемых проблем. Решение научных проблем Решение практических проблем Создание художественных решений
-
цель ФОРМИРОВАТЬ ЗНАНИЯ и познавательную самодеятельность РАЗВИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ воспитывать АКТИВНУЮ ЛИЧНОСТЬ
-
средства Проблемные вопросы Проблемные задачи Проблемные задания наглядность речь
-
Оборудование
-
Технологическая схемапроблемного обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
-
Методы проблемного обучения. Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Таких методов три: 1) проблемное изложение, 2) эвристическая беседа, 3) исследовательский. При проблемном изложении самостоятельность детей невелика: они следуют своею мыслью за мыслью и рассуждением учителя, осуществляющего целостное решение задачи. Продуктивным при проблемном изложении оказывается показ школьникам алгоритма решения проблемных задач учителем. В эвристической беседе школьники самостоятельно решают проблемную задачу по частям, этапам, ведомые цепочкой логически следующих друг за другом проблемных вопросов учителя. При использовании исследовательского метода проблемные задачи решаются школьниками самостоятельно и помощь учителя предельно минимальная.
-
Структура проблемного урока
Актуализация прежних знаний Создание проблемной ситуации Постановка учебной задачи Исследование проблемы «Открытие» новых знаний Первичное закрепление знаний Самостоятельная работа Рефлексия. Итог урока
-
Структура проблемного урока Цель урока Этапы урока Деятельность учащихся З Н А Н И Я I.Создание проблемной ситуации Формулирование вопроса: «Почему не получается?» II.Постановка учебной задачи Формулирование темы урока и его задачи III.Поиск решения Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез IV.Выражение решения Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование. V.Реализация продукта Представление продукта учителю и классу.
-
Применение мотивирующих примеров
-
Загадки: Прямо с неба, свысока, на нас смотрят... Он известен иногда, как замерзшая вода. Время, когда снеговые горы тают, им не до сна. Скажем, между нами, его много в бане. Сказка(стихотворение): Островский как-то сказку написал,Хорошую, красивую, весеннюю,Но он не знал, что в сказке описал Физические разные явления. Морозом девушка из снега создалась,Красивая и в физике умна. Но вся холодная, из снега, изо льда, Скажите, как она звалась?(ответ хором) Снегурочка! Интересные истории: Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы три минуты, держа яйцо в руке.(Ампер.) По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внес большой вклад в кинетическую теорию газов.(Джоуль). Учебные фильмы: Земля- наш дом, Секунды до катастрофы, Леонов- первый космонавт в открытом космосе. Властелин мира. Никола Тесла. Яркое пятно Мотивирующие примеры
-
Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.
-
Типы ситуаций на уроке:
-
Типы проблемных ситуаций.
Педагогическая. Психологическая.
-
Проблема задание, задача, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения проблемная ситуация в обучении спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.
-
Эффективность проблемного обучения большая интеллектуальная активность учащегося, вызываемая познавательной потребностью – желанием найти искомое неизвестное, без которого он не сможет решить поставленную задачу. знания усваиваются как некие общие закономерности или способы действий, позволяющие использовать их и впредь при решении широкого класса других задач.
-
ФГОС Важнейшая задача современной системы образования – «научить учиться», т.е. сформировать УУД.
-
ФГОС Система универсальных учебных действий (УУД) коммуникативные, регулятивные, личностные, познавательные
-
Для формирования и диагностики коммуникативных УУД
Отгадай, о каком физическом приборе идёт речь, расскажи, что ещё ты знаешь об этом приборе. -На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперёд нам погоду узнаёт. -Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. -Два близнеца, два братца на нос верхом садятся. Продолжите фразы: «Сегодня на уроке я повторил...», «Сегодня на уроке я узнал...», «Сегодня на уроке я научился...»
-
Для формирования и диагностики регулятивных УУД
1. Выполняем лабораторную работу 2. Поиск информации Пользуясь, интернет — ресурсами найти фотографию какого — либо насекомого или птицы. Рассмотрите изображение. Какие части тела насекомого (птицы) являются рычагами?
-
-
Для формирования и диагностики познавательных УУД
Диалог с графиком а) Дан график движения тела. - Каков путь, пройденный телом за 1,2,3,4... секунды? - Чему равна скорость движения тела? - Каков вид этого движения? б) По графикам зависимости путей от времени двух тел, движущихся равномерно, определите скорости этих тел. Скорость какого тела больше?
-
Моделируем электрическую схему Нарисовать схему соединения резисторов с сопротивлениями 4 Ом и 12 Ом, при котором общее сопротивление цепи равно: а) 16 Ом; б) 3 Ом
-
Для формирования и диагностики личностных УУД
Выполнение исследований и написание рефератов: «Рычаги в быту и живой природе», «Влияние звука на организм человека», «Удивительные свойства воды», «Диффузия вокруг нас» (возможная форма: презентация, опыт, фотоальбом, реферат) Выполнение физкультминутки(ведение ЗОЖ)
-
Использование ЭОР на уроке
-
Сайт: planirovanie7-9.narod.ru
-
Внеклассная работа по предмету
-
ФГОС Уильям Уорд (философ): «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
-
Спасибо за внимание! ДУРНЕВА Л.А.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.