Содержание
-
Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальной школы
Гудкова Е.Д. МБОУСОШ №60 города Тулы
-
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками- это особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода– решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств.
-
Учебное исследование в начальной школе Экспресс – исследования Эта форма организации предполагает массовое участие детей. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах) исследования по природоведению: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья и т. п.. Долговременные исследования Ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования). Предлагает возможные варианты решения. Собирает материал. Делает обобщения. Готовит проект (доклад, макет и др.). Защищает проект.
-
Главная идея метода проекта:
Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
-
Этапы учебного проекта
Ценностно-ориентационный – осознание учащимися мотива деятельности, значимости предстоящей работы, определение содержания и характера деятельности участников; Конструктивный – включение в проектную деятельность, сбор материала, выбор средств деятельности, выбор формы реализации проекта Оценочно-рефлексивный – самооценка своей деятельности, оформление проекта в выбранной уч-ся форме Презентативный – презентация проекта общественности и его защита.
-
Как выбрать тему исследования От правильного выбора темы во многом зависит результат работы. Тема должна быть интересной ребенку и при этом должна носить познавательный характер. Можно выделить основные три группы тем: фантастические–темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что написано в книгах, и др.; эмпирические– темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
-
Деятельность ученика и учителя при использовании метода проекта
Ученик Определяет цель деятельности Открывает новые знания Экспериментирует Выбирает пути решения Активен Субъект обучения Несёт ответственность за свою деятельность Учитель Помогает определять … Рекомендует источники информации Раскрывает возможные формы работы Содействует прогнозированию результатов Создаёт условия для активности школьника Партнёр ученика Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки Деятельностьучителя и
-
Коммуникативные умения
сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций Исследовательские умения генерировать идеи выбирать лучшее решение
-
Оценочные умения
Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других Информационные умения Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации Структурировать информацию Сохранять информацию
-
Презентационные умения
Выступать перед аудиторией; Отвечать на незапланированные вопросы; Использовать различные средства наглядности; Демонстрировать артистические возможности.
-
Менеджерские умения
Проектировать процесс; Планировать деятельность – время, ресурсы; Принимать решения; Распределять обязанности при выполнении коллективного дела
-
Рефлексивные умения
Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
-
Итогом исследовательской работыможет быть макет из самых разнообразных материалов, с описанием действия представляемого им объекта; научный отчет о проведенном эксперименте. Требования к представленным материалам: отвечать не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. при выполнении исследования важно , чтобы ребенок опирался на памятку, рекомендованную учителем.
-
Список литературы
«Начальное образование» №5 2006 г., Е.Н.Землянская «Учебные проекты младших школьников: роль родителей» А.И.Савенков «Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы» А.И.Савенков «Содержание и организация исследовательского обучения школьников» Н.А.Семенова «Исследовательская деятельность учащихся», «Начальная школа» №2 2006 г. «Начальное образование» №6 2006 г., Е.Данилова «Мое первое исследование:Как живешь, красавец-колеус?» Газета «Начальная школа»№10 2006г. Н.Долгушина «Организация исследовательской деятельности младших школьников», Е.Гайдаенко «Проектная деятельность учащихся», Ю.Макаров «Метод проектов», Газета «Начальная школа» №6 2008г. «Исследуем школу» Е.Б.Чиркова «Модель урока в режиме технологии проектного обучения», журнал «Начальная школа» №12 2003г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.