Содержание
-
Исследовательский подход в обучении
Выполнила: Крупенина О.В. МОУ «Гимназия № 18» г. Магнитогорск
-
Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом.
-
Исследовательский подход в обучении- это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
-
Каковы функции?
-
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:
а) во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике); б) в организации учебной и внеучебной деятельности; в) в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей; г) в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности; д) в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.
-
-
-
-
-
Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы
-
Экспресс-исследования.Эта форма организации предполагает массовое участие детей. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, третьеклассники, отправляясь на прогулку после учебного дня, получали индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по окружающему миру: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, роза ветров в окрестностях школы, выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе, как зимуют травы, как ложится снег, какие насекомые живут на территории школы, как и почему люди прокладывают тропинки по территории и т.п.
-
Долговременные исследования. Эта работа проводилась мною в рамках учебной и внеучебной деятельности. Ее методическая сторона может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:• ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);• предлагает возможные варианты решения;• собирает материал;• делает обобщения;• готовит проект (доклад, макет, презентацию и др.);• защищает проект.
-
Рассмотрим эти этапы подробнее:
-
1. Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования.От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд. Темы, которые я использовали в своей работе с детьми, можно объединить в три основные группы:• фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;• теоретические - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.;• эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
-
2. Правила выбора темы: .Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его..Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования..Тема должна быть доступной. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей.
-
3.Поиск вариантов решения и сбор материала.Надо учить детей вникать в проблему. Воспитывать у них способность не только предлагать интересные необычные идеи, но и учиться их разрабатывать.
-
4. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов.Прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, скольковремени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ.
-
5. Защитарезультатов исследования.Защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
-
Литература:Научно-методических сборник в двух томах«Исследовательский подход в образовании:от теории к практике»Редактор-составитель — А. С. ОбуховРуководитель проекта — А. В. ЛеонтовичНаучный консультант — В. И. СлободчиковСборник выпущен при поддержке:Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь»
-
В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы опытно-поисковой и экспериментальной работы в школе и других образовательных учреждениях, начиная от определения проблематики, выбора темы, уточнения исходных фактов и теоретических положений до апробации и литературного оформления работы. В пособии охарактеризованы приемы выдвижения гипотезы, процесс возникновения идеи и замысла психолого-педагогического исследования, охарактеризованы основные методы и методики поисковой работы, а также способы апробации и интерпретации результатов исследования, условия развития творчества и исследовательских умений педагогов.
-
В пособии раскрываются методологические основы и логика психолого-педагогического исследования с позиций гуманитарно-целостного подхода к изучению образовательного процесса, представлена система научных понятий, охарактеризованы теоретические и эмпирические методы работы; предложен цикл специальных упражнений и тестов, способствующих усвоению изучаемого материала.
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.