Содержание
-
CASE-STUDYКЕЙС-СТАДИ
30.09.2016 Бородина Т.Л.
Как создать кейс?
-
Откуда берутся "кейсы" ?
- Пишут опытные преподаватели (или подбирают подходящий материал)
- Готовят группы студентов(помощников или аспирантов) под руководством преподавателя
- Берутся из банков готовых кейсов (интернет)
-
Виды ситуаций
Иллюстративные ситуации (блиц-ситуации). Ориентированы на формирование профессиональ-ного языка и умения идентифицировать проблему в кейс-технологии, общий объем не более одной страницы.
Нормативные ситуации (чаще всего с элементами задачи).Имеют определенные расчетные или нормативные параметры, позволяю-щие провести анализ и найти однозначный ответ. Эти ситуации главным образом предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу. Данный тип задач может иметь несколько уровней сложности в зависимости от исходной степени структурирования представленного в ситуации материала. Например, наличие избыточной информации,отсутствие четкой формулировки проблемы и поставленной задачи, неочевидность алгоритма, необходимого для решения имеющейся проблемы в ситуации, и т.д.
-
Функциональные ситуации. Характерны наличием проблем, лежащих в четко очерченной функционально-предметной области, что требует от слушателя знания теоретических разделов соответ-ствующей дисциплины. Наряду с числовыми дан-ными, как правило, имеется противоречивая информация, усиливающая фактор неопределен-ности в выборе решения. В таких ситуациях обычно заранее известно правильное решение, но оно не исключает наличия альтернативных, не менее привлекательных.Особое внимание здесь уделяется аргументации и степени доказательности выбранного решения. Тем самым функциональные ситуации ориентированы на развитие инноваций через предметное знание.
-
Стратегические ситуации. Не имеют, да и не могут иметь однозначность решения из-за невозможности определить влияние нестабильных факторов, которые всегда присутствуют в реальныхсистемах. Это класс наиболее сложных ситуаций, так как множество противоречивых критериев выбора не позволяет окончательно оценить эффективность выдвигаемого решения. Привлекательность же таких ситуаций состоит в том, что они ориентированы на формирование инноваций через концептуальное знание и тем самым работают на формирование ключевой компетенции.
-
Любой вышеназванный вид проблемной ситуации может быть построен разными способами в
зависимости от способа оформления текста, содержащего проблему, скрытые вопросы.
1-й способ заключается в представлении ситуации в виде новой и сложной информации для обучаемых. Данный способ предполагает в процессе работы обучаемых над кейсом с целью заострения внимания к новым объектам или их свойствам искать ответ на вопросы: «Что это значит?», «О чем говорит (свидетельствует) данная информация (факты) и т. п.?».
-
2-й способ создания проблемной ситуации
— рассмотрение противоречивой информации, разные взгляды на один и тот же вопрос. Для того чтобы выявить проблему, необходимо обнаружить противоречивый характер связи между явлениями и установить природу противоречия или понять, что данное противоречие лишь кажущееся.
-
3-й способ состоит в создании проблемной ситуации
неполное представление содержания, причем сложность данной ситуации будет различна в зависимости от того, есть ли указание на то, что данное содержание полно или обучающийся должен сам понять это и заняться поиском материала. Осознавая проблемную ситуацию, обучаемый должен выделить или самостоятельно найти его части и синтезировать их в единое целое.
-
Этапы работы над кейсом
- Подготовка (выбор проблемы и организации)
- Сбор данных, интервьюирование
- Написание первого варианта КС, подбор учебного материала повышенной трудности
- Редактирование и проверка цифр и фактов
- Ознакомление с разработкой компетентных лиц и разрешение на ее использование в учебном процессе
-
- Подготовка (выбор проблемы и организации)
- Сбор данных, интервьюирование
- Написание первого варианта КС, подбор учебного материала повышенной трудности
- Редактирование и проверка цифр и фактов
- Ознакомление с разработкой компетентных лиц и разрешение на ее использование в учебном процессе
-
Требования к хорошему кейсу
- Фабула, история, ситуация - Реальная, интересная, жизненная
- Конфликт -Напряженность, психологичность, неоднозначность, профессиональность
- Проблема - Сложность и скрытый характер проблемы
- Концепция - Должна быть основой кейса
- Действия - Многовариантность, реальность, напряженность
- Персонажи - Привлекательны, обладают выраженными личностными качествами
- Решения - Возможность принятия решений, их многовариантность, неоднозначность, наличие риска
- Опыт - Концентрируется в содержании
- Информация - Информативность и многоплановость
- Объем - Краткость
-
При разработке или оценке содержания конкретной ситуации важно учитывать ряд обязательных
требований:
- пример должен логично продолжать содержание теоретического курса и соответствовать будущим профессиональным потребностям сегодняшних учащихся;
- сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей учеников, т. е. быть в меру сложной, чтобы, с одной стороны, быть по силам, а с другой — вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;
- содержание должно отражать реальные профессиональные ситуации, а не выдуманные события и факты;
- ученикам должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.
-
Источники информации
- статьи в периодической печати специализированные и конференции;
- организации, сотрудничающие с учебным заведением;
- педагогическая деятельность в сфере переподготовки;
- представители высшего и среднего управленческого звена;
- личные связи коллег, студентов, выпускников.
-
Методы исследований используемые в кейсах
- Свободное интервью
- Полуструктурированное интервью
- Групповые беседы
- Включенное наблюдение
- Анализ документов
- SWOT анализ
- PEST анализ
- Системный анализ
-
-
Методические рекомендации по разработке кейса
Технологическая схема создания кейса
- Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.
- Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.
- Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная).
- Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.
-
Методические рекомендации по разработке кейса
- Определение источников и методов сбора информации.
- Выбор техник работы с данным кейсом.
- Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки).
- Создание заданной модели.
- Апробация в процессе обучения.
-
Требования к обучающему кейсу
- В КС должна быть выделена центральная проблема, она не должна «лежать на поверхности», до нее нужно «докапываться», используя представленную информацию
- В КС обсуждается то, что в ней написано, ней должен быть определенный недостаток информации для принятия решения
- КС не должна подводить к «единственно верному» решению, необходимо обеспечить возможность различных реакций на одну и ту же проблему, она должна побуждать слушателей к принятию решения, что служит основой для дискуссии
-
СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСА
- Титульный лист КС (заголовок, автор, год, «…данная КС подготовлена для ее обсуждения в...»)
- Вводная часть КС (главные персонажи, название и направления деятельности организации, временные рамки, краткое описание проблемы – как она видится участникам событий)
- Основная часть КС (история организации; внешняя среда; расширенное описание проблемы – общее состояние дел в ситуации, взаимодействие персонажей, возможные альтернативы в решении проблемы)
-
- Окончание (установление «последней даты» - момента возникновения проблемы или момента принятия решения, определение срочности в решении проблемы)
- Приложения (основные даты в развитии событий, схема организационной структуры, иные статистические данные)
- Вопросы для обсуждения (наиболее общими вопросами являются: с какой проблемой столкнулись действующие лица, организация, какой выход из положения можно порекомендовать, аргументируйте рекомендации)
-
Информационное обеспечение кейса дополнительная информация повышенного уровня сложности по учебной теме, но не решающая проблемы, а помогающая в них разобраться
Тезаурус – материал, который учащиеся должны запомнить .
-
Советы по написанию кейса
- Разделяйте процессы работы над наброском и редактированием.
- Будьте точны в выборе слов, избегайте профессионального жаргона.
- Используйте диаграммы, схемы, рисунки, сводные таблицы
- Справочный материал выносите в приложения
- Описывайте ситуацию в прошлом времени
- Формируйте четкие параграфы
-
Основные этапы создания кейсов
- Формирование дидактических целей кейса.
- Определение проблемной ситуации.
- Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
- Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т. д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.
- Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.
- Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности.
- Выбор жанра кейса.
- Написание текста кейса.
- Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.
- Подготовка окончательного варианта кейса.
- Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе; в том случае, если информация содержит данные по конкретной фирме, необходимо получить разрешение на публикацию.
- Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для учащихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.