Содержание
-
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
-
«Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно» К. Роджерс
-
Причины внедрения новых образовательных технологий
модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет; поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?»; возникла необходимость в применении технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании
-
Структура педагогической технологии
Цель Средства Правила и последовательность их использования Результат Выбор технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется учителем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели
-
Глоссарий
Кейс (от англ. «сase» - случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология – это обучение действием. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).
-
Использование кейс-метода в образовании
Гарвардская школа (американская) обучение поиску единственно верного решения кейсы могут быть достаточно большие по объему (20-25 страниц, 8-10 иллюстраций) первый сборник кейсов в 1921 году Манчестерская школа (европейская) многовариативность решения искомой проблемы кейсы небольшие по объему
-
Идеи метода case stady(метод ситуационного обучения)
Предназначен для получения знаний по дисципли-нам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; получения множественных вариантов решений; получения не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы. Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса.
-
Аналитические навыки. Умения отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию и уметь восстанавливать их. Практические навыки. Использование на практике академических теории, методов и принципов. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс- ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём. Кейс – метод как педагогическая технология Формируются при обучении кейс- метода:
-
Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий убедительный отчёт. Социальные навыки. Оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т д. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирование социальных навыков их решения. Кейс – метод как педагогическая технология Формируются при обучении кейс- метода:
-
Ориентация образовательных стандартов на развитие практических навыков Необходимость формирования профессиональной компетентности Метод наилучшим образом способствует развитию: Способности перерабатывать большой объем информации Системности и эффективности действий в различных условиях Межличностного взаимодействия Способности принимать решения Кейс-метод в образовательном процессе Причины внедрения:
-
• Четкое соответствие цели, поставленной при создании • Наличие соответствующего уровня трудности • Иллюстрирование нескольких аспектов современной жизни • Актуальность на сегодняшний день • Иллюстрирование типичных ситуаций • Развитие аналитического мышления • Провоцирование дискуссии • Наличие нескольких решений Требования к кейсу:
-
Технология использования метода case stady
разрабатывается модель конкретной ситуации; в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения; в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск; в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы(часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам.
-
Модификации методики анализа конкретной ситуации и соответствующие им дидактические цели
В профессиональном образовании обычно используется классификация на основе дидактических целей. Принципиально можно выделить 6 различных модификаций кейс - технологий:
-
1.Case Method (Поиск решения)
В этом варианте основной задачей является решение проблемы. Обучаемые получают всю необходимую информацию для анализа ситуации, поэтому кейсы составляются обычно очень объемными. С помощью представленных данных нужно решить поставленную задачу. Например: Какое место должно быть выбрано для магазина обуви, на окраине или в старом городе?
-
2. Case Study Method (Нахождения проблемы)
Основная задача этого метода состоит в том, чтобы обучаемые подавляющее время, предназначенное для работы с кейсом, анализировали ситуацию с помощью предоставленной информации. Акцент ставится на поиске и понимании сути проблемы, лишь затем рассматривается решение. Например: Для обувной фабрики описывается историческое развитие, правовая форма, место расположения, конкуренты, доля рынка, структура персонала и т. д.
-
3. In-Basket-Exercise-Method (Почтоваякорзина)
Ядро этого метода — решение задач под давлением времени (разбор деловой корреспонденции и принятие управленческих решений). Например: Вы должны с сегодняшнего дня занять рабочее место коллеги, который находится в отпуске. Во входящей почте находится несколько писем, которые требуют решения, а информации недостаточно.
-
4. Stated Problem Method (Оценкарешения)
Вэтом варианте кроме описания ситуации (предоставляется в распоряжение вся существенная информация) приводятся принятые решения, которые также анализируются и подвергаются критической оценке. Часто учащимся предлагается разработать собственное решение, тем самым повышается их мотивация при сравнении с альтернативными вариантами решения. Например: Как можно создать творческую атмосферу на предприятии?
-
5. Incident Method (Поиск информации)
Данная модификация метода доминирующим предполагает процесс поиска информации, так как заведомо содержит информационные пробелы в описании ситуации. Следовательно, обучающиеся для анализа ситуации приходится самим добывать недостающую информацию. Для поиска информации преподаватель должен предоставить в распоряжение обучающихся определенный промежуток времени или быть готовым дать эту информацию в ответах на заданные ему вопросы.
-
6. Project Method (Проектирование) или Consulting (Консультированиевреальныхслучаях)
При этом методе речь идет о взаимодействии с реальным предприятием (например, через справочное бюро предприятия или экспертов). Следовательно, обучающийся должен обладать основательными профессиональными знаниями. Проблема должна не только прорабатываться теоретически, но и находить практическое применение.
-
Схема создания кейса
Определение раздела учебной программы. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке. Определение источников и методов сбора информации. Выбор техники работы с данным кейсом. Определение желаемого результата (лист оценки). Создание заданной модели. Апробация в процессе обучения
-
Уровни сложности кейсов
1уровень Есть практическая ситуация есть решение 2 уровень Есть практическая ситуация найди ее решение 3 уровень Есть практическая ситуация определи проблему и найди пути решения Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответ Сравните, найдите точки соприкосновения и различия Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, обсуждение
-
Этапы занятия
Подготовительный – преподаватель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. Ознакомительный – вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации (важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления). Аналитический – анализ ситуации в группе, процесс выработки решения (процесс ограничен во времени). Итоговый – презентация результатов аналитической работы группами, сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы.
-
Действия преподавателя в кейс-технологии
Создание кейса или использование уже имеющегося. Распределение студентов по группам (4 – 6 человек). Ознакомление студентов с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий. Организация работы обучающихся в группах. Организация презентации решений. Организация общей дискуссии. Обобщающее выступление, анализ ситуации. Оценивание обучающихся.
-
Работа с кейсом
преподаватель Организует предварительное обсуждение Делит на группы Руководит обсуждение в группах, обеспечивает дополнительными сведениями Оценивает работу учащихся Оценивает принятые решения и поставленные вопросы студент Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие Принимает решение или участвует в принятии решения Составляет письменный отчет о занятии по данной теме
-
Каким должен быть кейс
интересным, написанным простым и доходчивым языком ; отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы; показывать как положительные примеры, так и отрицательные; соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.
-
Примеры кейсов
1. На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, находившейся в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее.
-
Карта оценки учителем навыков работы с кейсом
Выделение и формулирование главной мысли (идеи) Составление планов различных видов Описание фактов, явлений, событий, деталей Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами Логика изложения Анализ данных Навык определения и разработки проблемы Выступление перед аудиторией Составление конспекта темы, отчета, рецензии и т.д. Владение различными способами само и взаимоконтроля Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Умение решать проблемные учебные задачи
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.