Содержание
-
CASE-STUDYКЕЙС-СТАДИ
30.09.2016
Бородина Т.Л.
Как обучать на основе конкретной ситуации?
-
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИЕЙ
- ОЗНАКОМЛЕНИЕ,
- ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК;
- АНАЛИЗ, ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ;
- ПОСТРОЕНИЕ КРИТЕРИЕВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ;
- ВЫРАБОТКА КОНСТРУКТИВНЫХ ИДЕЙ;
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
-
Работа с материалами кейса строится в зависимости от их объема, сложности проблематики и
степени осведомленности обучаемых с данной информацией.
Ознакомление.
- Текст КС должен быть роздан учащимся до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы
- В начале занятия проверяется знание материала КС
- Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса
- Ученики распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени
-
Возможны следующие альтернативные варианты ознакомления с материалами кейса:
Обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем дополнительной литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.
Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.
Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов, примерно на 1 страницу, иллюстрирующих какие-либо теории, концепции, учебное содержание, и могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления обучаемых, повышения их мотивации к изучаемой тематики.
Возможно использование кейса в дистанционном обучении.
-
Анализ и обсуждение.
В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов учащихся, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется письменно на бумаге (флип-чарт), доске, пленке для слайдов или компьютере
Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается применением специфических приемов организации групповой работы и структурированием работы по определенному алгоритму, который в виде инструкции или ряда вопросов предлагается ученикам.
-
Рекомендации по аналитической работе.
анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признаков проблемы;
корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное, краткости формулировки;
успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации — альтернатив;
необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы — требований к содержанию альтернатив и их обоснование;
при выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;
при составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения.
-
Анализ и обсуждение.
В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение
Если КС грамотно составлена, то решения групп не должны совпадать!
результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, когда учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы.
В определенной мере такой прием помогает расширению индивидуального опыта анализа и решения проблемы каждым учеником.
-
На этапе после презентации решений во время общей дискуссии можно рекомендовать обсудить 4 вопроса:
- Почему ситуация выглядит как дилемма?
- Кто принимал решения?
- Какие варианты решения имели место?
- Что надо было делать?
Очень важно не ограничивать время высказы-ваний, дать возможность высказаться каж-дому, обратить внимание выступающих на конкретные проблемы данного кейса, опре-делить мнение присутствующих на предмет того, чье решение было самым удачным.
-
Как организовать работу с КС. Представление решений
Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса;
В ответах оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств)
-
Преподаватель организует и направляет общую дискуссию, завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.
-
Факторы ограничивающие использование кейс метода
- Отыскивание готового решения вместо выработки своего
- Традиционные методы дают необходимую базу знаний
- Нерадивые ученики прячутся за активными
- Трудности в управлении учебной группой
-
Факторы благоприятствующие использованию кейс метода
- Формирование аналитических качеств личности
- Интеграция с компьютерными и дистанционными технологиями
- Активная воспитательная функция
- Выработка профессиональных навыков
- Экономия времени ученика и преподавателя позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий
-
Правила для педагога:
Откажитесь от прямых подсказок и —придерживайтесь нейтралитета к мнению и высказываниям учащихся — займите нейтральную, наблюдательную позицию —преодолевайте конфликты и разногласия без морализаторства — серьезно воспринимайтеучастников —активизируйте и мотивируйте группу —сдерживайте свои эмоции — четкоструктурируйте занятие.
-
Правила для учеников:
Высказывания должны бытькраткими и по делу — не разрешается говорить несколькимучащимся одновременно— главные идеи должны быть зафиксированы — все обсуждения ведутся с учетом мнения каждого участника. Группа выбираетспикера, который представляетрезультаты обсуждения.
-
Литература
Рейнгольд Л.В. За пределами CASE - технологий, Компьютерра, №13-15, 2000г.
Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. / Маркетинг, №1, 1999г.
Смолянинова О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза, Красноярск, май 2000 г.
Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study: М.- сборник "Инновации в российском образовании", ВПО, 2000г. Литература
Завгородняя А., Ямполъская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания. 2001. №2.
-
Современные технологии обучения / Под ред. Г. В. Борисовой и др. СПб., 2002.
Луи И. Варне, К, Роланд Кристенсен, Эбби Дж. Хансен. Преподавание и метод конкретных ситуаций. М.. 2000.
Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Кн. 2. Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом/Науч. ред. и сост.: А. М. Зобов, Б. Н. Киселев. М.: ГУУ, 1998.
Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. д. с. н., проф. Ю. П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
-
Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ «Сфера», 2002.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.