Содержание
-
Как вести дискуссию
-
Основные условия эффективного проведения дискуссии
- Установление доверительных взаимоотношений с учащимися
- Четкое определение темы и объема обсуждаемого материала
- Умение учителя и учащихся организовывать деловое общение, вести дискуссию
-
Плюсы и минусы дискуссии
«+»
- Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность
- В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников
- Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность
- Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений
«-»
- Ход дискуссии трудно прогнозировать
- Некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию
- Несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут молчать
-
Этапы дискуссии
Этап 1-ый, введение в дискуссию:
- Формулирование проблемы и целей
- Создание мотивации к обсуждению
- Установление регламента и основных этапов
- Совместная выработка правил дискуссии
- Выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий
-
Приемы введения в дискуссию
- Предъявление проблемной ситуации
- Демонстрация видеосюжета
- Демонстрация материалов (статей, документов)
- Ролевое проигрывание проблемной ситуации
- Анализ противоречивых высказываний – столкновение противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему
- Постановка проблемных вопросов
- Альтернативный выбор
-
Этапы дискуссии
Этап 2-ой, обсуждение проблемы:
- Обмен участниками мнениями по каждому вопросу
-
Функция ведущего
- Сформулировать цель и тему дискуссии
- Установить время дискуссии
- Заинтересовать участников дискуссии
- Добиться однозначного понимания проблемы
- Организовывать обмен мнениями
- Активизировать пассивных
- Собрать максимум предложений по решению обсуждаемой проблемы
- Не допускать отклонения от темы
- Уточнять неясные положения
- Помогать группе прийти к согласованному мнению
- Четкое подведение итогов
-
Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения
- Уточняющие вопросы
- Парафраз
- Демонстрация непонимания
- «сомнение»
- «альтернатива»
- «доведение до абсурда»
- «задевающее утверждение»
- «нет – стратегия»
-
Этапы дискуссии
Этап 3-й, подведение итогов обсуждения:
- Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения
- Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения
- Совместная оценка эффективности дискуссии
-
Как руководить дискуссией в классе?
- Приглашайте к участию стеснительных детей
- Отправляйте комментарии и вопросы одного ученика к другому
- Если вы не уверены, что поняли то, что сказал ученик, значит и другие ученики тоже не смогли это понять
- Вытягивайте больше информации
- Не отвлекайтесь от предмета дискуссии
- Давайте время подумать над ответом. Некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли
- Когда ученик заканчивает ответ, оглядите класс, оцените реакцию других детей
-
«ПОПС» - формула
- «П» - позиция (в чем заключается ваша точка зрения) Я считаю, что…
- «О» - обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) …потому, что…
- «П» - пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) … например…
- «С» - следствие (вывод, что надо сделать, призыв к понятию вашей позиции) … поэтому…
-
Подведение итогов обсуждения
- Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения
- Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников. Настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения
- Совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу
-
Правила поведения в дискуссии
- Я критикую идеи, а не людей
- Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению
- Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении
- Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен
- Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям
- Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему
- Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов
-
Схема размещения в пространстве участников дискуссии
-
Схема размещения участников дискуссии в пространстве аудитории
-
-
-
Виды групповых дискуссий
- «Круглый стол»
- «Дебаты»
- «Аквариум»
- «Эстафета»
- «Вертушка»
- «Мозаика»
- Соревнование
- Прогрессивная дискуссия
- Конференция
- Займи позицию (шкала мнений)
-
Организационные методики, используемые в проведении дискуссии
- «Вопрос-ответ»
- «Обсуждение вполголоса»
- «Клиника»
- «Лабиринт»
- «Эстафета»
- Свободноплавающая дискуссия
-
Правила ведения дискуссии для участников
- Не говори больше, чем нужно
- Не говори меньше, чем нужно
- Не отвлекайся от темы
- Стремись решить проблему
- Не говори неправду
- Выражайся ясно
- Умей слушать и понимать мнение собеседника
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.