Содержание
-
Комплексное взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в ДОУ Подготовила учитель-логопед Виктория Витальевна Абашева
-
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; (ФЗ № 273. ст. 2. П. 16) К ним относятся: - дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; - дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие); - дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); - дети с тяжёлыми нарушениями речи; - дети с задержкой психического развития; - дети с умственной отсталостью; - дети с расстройством аутистического спектра и другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
-
Сопровождение детей с ОВЗ
Сопровождение – помощь, поддержка В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. В детских садах создана служба, осуществляющая психолого-медико- педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ПМПк), которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог- психолог, воспитатели, медицинский работник. Целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ.
-
Социальное образование
В России для детей с ОВЗ создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных, коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей с ОВЗ в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
-
Инклюзия –
Альтернативой специальному образованию таких детей в России является выстраивание системы совместного обучения ребят с ОВЗ и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных садах и школах. - Инклюзия – вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям; удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей личности, обеспечение условий ее сопровождения. В педагогике инклюзивное образование рассматривают как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для всех, в плане приспособления к различным нуждам каждого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
-
Стартовые условия для инклюзии
В современной образовательной ситуации мы сталкиваемся сейчас с самыми разнообразными стартовыми условиями инклюзивного образования. Инклюзивное образование является естественным продолжением программы интегрированного образования и учитывает созданные условия. На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия: - Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, есть специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда. - Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, есть специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
-
В зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии детей с ОВЗ в детский сад могут принять в:
-
Проблемы развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями
Дети с дефектами речи — это дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и ограниченные в речевом общении. Вторичными дефектами у детей с нарушениями речи являются ограниченность мышления, отклонения в эмоционально-волевой сфере, неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, низкая умственная работоспособность, неустойчивое психическое состояние.
-
Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении.
-
Основные этапы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляется в рамках ПМПк 1 этап сбор информации о ребенке (обследование специалистами, педагогами, медицинскими работниками) 2 этап разработка адаптированной образовательной программы разработка индивидуального маршрута сопровождения 3 этап коррекционная работа с ребенком 4 этап результаты коррекционной работы корректировка индивидуального маршрута сопровождения
-
Алгоритм сопровождения детей с ОВЗ:
- Сбор информации и составление банка данных с ОВЗ; - Психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, - Выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ; - Повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей; - Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексности взаимодействия; - Составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ группой педагогических работников; - Включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка; - Информирование родителей о результатах работы с детьми; - Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели; - Проектирование последующей работы с детьми.
-
Основные области
деятельности специалистов ПМП-сопровождения
-
Учитель -логопед
- Логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи и психических процессов; - Участие в разработке и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ в части его речевого развития. - Разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком; - Разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов; - Обеспечение совместной деятельности детей в соответствии с программой; - Взаимодействие с родителями.
-
Педагог-психолог
- Психологическая диагностика; - Участие в разработке адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ в части формирования познавательных психических процессов и эмоционально-волевых качеств; - Осуществление коррекционно-развивающей работы в соответствии с индивидуальной адаптированной образовательной программой ребенка с ОВЗ; - Сопровождение ситуации включения с точки зрения эмоционального благополучия всех воспитанников группы. - Разработка рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики; - Взаимодействие с родителями.
-
Воспитатель
- Участие в разработке и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ в соответствии с его способностями; - Включение коррекционных мероприятий в каждую из образовательных областей при планировании работы; - Фронтальные, индивидуальные формы работы с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи; - Экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность; - Беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы; - Игры, упражнения на восприятие цвета и формы; - Упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти; - Комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия); - Обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений; - Формирование связной речи; - Взаимодействие с родителями.
-
Инструктор по физической культуре
- Участие в разработке и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ по формированию физических качеств и здорового образа жизни; - Игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики; - Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха; - Подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков; - Игры на развитие пространственной ориентации. - Взаимодействие с родителями.
-
Музыкальный руководитель
- Участие в разработке и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ по разделу «Музыкальное развитие» в соответствии с его способностями; - Использование фонопедических упражнений для развития носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимуляции гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга; - Музыкально-ритмические игры; - Упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти; - Этюды на развитие выразительности мимики, жеста; - Игры-драматизации. - Взаимодействие с родителями.
-
Заместитель заведующей по УВР: руководитель службы сопровождения
- перспективное планирование деятельности службы, - координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности. Методическая составляющая в системе управления образовательного учреждения является ведущей при организации коррекционно-педагогической работы в детском саду, направлена на формирование педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт воспитания и обучения детей.
-
Вывод
- Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что коррекционно-развивающая работа с детьми в специализированной группе многоаспектна, в условиях инклюзивного образования предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер. - Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
-
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих. Мир особого ребёнка интересен и пуглив. Мир особого ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит? Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.